«Индекс Развития Общества 2023» (среди стран СНГ) ранжирован по 37 различным показателям. Данное исследование было основано на мнении 175 238 респондентов из 10 стран: Россия, Беларусь, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Молдова и Туркменистан.
Помимо обычных граждан нами были собраны мнения 617 экспертов, представляющих важные сферы для оценки качества человеческого капитала. Среди них: ведущие бизнесмены, деятели культуры, преподаватели ВУЗов, журналисты, научные работники, политики, аналитики рынка, представители неправительственных и социальных организаций.
Также был проведен анализ информационного поля этих стран (как внутри, так и за их пределами), выполнена гуманитарно-технологическая экспертиза и анализ «мягкой силы» этих стран.
Наша оценка включает в себя широкий спектр показателей:
- уровень, доступность и качество образования;
- продолжительность обучения;
- прогнозируемая продолжительность жизни;
- возрастной состав страны;
- актуальность профессий;
- соответствие текущей рабочей деятельности и полученного образования;
- возможность обучения в течение всей жизни и отношение к этому фактору;
- количество свободного времени у разных социальных групп;
- удовлетворенность профессией;
- уровень жизни;
- рейтинги ВУЗов в стране и в мире;
- гендерные стереотипы;
- декретный отпуск, его оплата и продолжительность;
- условия творческой, профессиональной и технологической самореализации, доступные внутри страны;
- гибкость образовательных учреждений и их образовательных программ;
- желание уехать из страны или остаться в ней;
- высокий потенциал мышления;
- уровень занятости и безработицы;
- средний уровень дохода;
- карьерные возможности;
- уровень исследовательских и инновационных активностей в стране;
- меценатство и благотворительность;
- уровень доверия к власти;
- военные действия и количество жертв от них;
- количество привлеченных иностранных специалистов;
- уровень протестных настроений внутри страны;
- возможности для развития бизнеса внутри страны;
- общая репутация страны, сила ее бренда и его восприятие как внутри страны, так и за ее пределами;
- ключевые ценности человека;
- наличие или отсутствие четко выраженной национальной идентичности;
- экономический рейтинг страны;
- уровень счастья и благополучия граждан (в соответствии с международным рейтингом ООН);
- уровень международного сотрудничества;
- уровень осведомленности жителей о стратегии развития страны, ее миссии и образе будущего;
- уровень социальной ответственности за вклад в развитие страны, определяемый гражданами;
- самые популярные лидеры мнений и образцы для подражания;
- оценка коммуникации между институтами власти и гражданами страны.
Значимость каждого из показателей определялась через соотношение экспертных суждений, мета-анализа международных отчетов, анализа внутреннего и внешнего информационного поля, глубинных интервью, анализа опросов респондентов, проведенных консультаций с экспертами и статистического анализа.
На основании этого было определено, каким образом тот или иной показатель коррелирует с общим индексом развития общества. Суммарное количество баллов рассчитывалось методом сложения результатов разных стран, соотнесения их между собой и с целями развития общества.
Кроме того, количество баллов сопоставлялось с различными международными рейтингами. Это позволило нам получить полную и объективную оценку уровня развития общества в каждой из этих стран.