На основании «Индекса Развития Общества 2023» мы выделили 9 ключевых целей, достижение которых способствует развитию общества:

  • качество, актуальность и доступность образования;
  • качество и продолжительность жизни;
  • возможность реализации и раскрытия человеческого потенциала;
  • гендерное равенство;
  • диалог поколений;
  • культура сотрудничества;
  • синергия людей и власти;
  • современная среда для жизни;
  • мир как единая экосистема.

Эти цели должны служить ориентиром при формировании стратегии развития любого государства. И именно от их достижения зависят не только технический, экономический и социальный прогресс конкретной страны, но перспективы всего международного развития.
Цели развития общества

На основании «Индекса Развития Общества 2023» мы выделили 9 ключевых целей, достижение которых способствует развитию общества:

  • качество, актуальность и доступность образования;
  • качество и продолжительность жизни;
  • возможность реализации и раскрытия человеческого потенциала;
  • гендерное равенство;
  • диалог поколений;
  • культура сотрудничества;
  • синергия людей и власти;
  • современная среда для жизни;
  • мир как единая экосистема.

Эти цели должны служить ориентиром при формировании стратегии развития любого государства. И именно от их достижения зависят не только технический, экономический и социальный прогресс конкретной страны, но перспективы всего международного развития.
Цели развития общества
Краткий обзор некоторых целей развития общества
Качество, доступность и актуальность образования

Сегодня, около 600 млн детей и подростков по всему миру не имеют минимальных навыков чтения и математики. Миллионы детей лишены доступа к базовому образованию из-за бедности, конфликтов, дискриминации, социальных и гендерных стереотипов и других социальных проблем. Сейчас мы говорим не только о тех странах, в которых происходят международные конфликты или в которых большая часть населения живет за чертой бедности. Даже в странах, которые являются достаточно благополучными (с экономической точки зрения) нехватка школьных учителей, гендерные предрассудки, удаленность части населенных пунктов и другие особенности становятся причиной того, что у многих детей нет доступа к базовому образованию. Например, в Туркменистане доступа к начальному школьному образованию лишены около 14% детей, а в Таджикистане — 11%.

Кроме того, в целом ряде стран существует значительное неравенство в качестве образования в зависимости от региона, социального положения, пола и других факторов. Это создает неравные возможности для личного и профессионального развития, а также для раскрытия человеческого потенциала. Также ярко выражено цифровое неравенство. В эпоху, когда многие данные можно получить только онлайн, а интернет предоставляет практически безграничные возможности для развития, некоторые общества и группы людей до сих пор сталкиваются с ограниченным доступом к информационным технологиям. Следовательно, их возможности на получение качественного образования и актуальных данных кратно снижаются. Как снижаются и их возможности для самореализации по сравнению с другими людьми.

Но и доступность образования не всегда гарантирует его качество. Многие страны сталкиваются с проблемой крайне низкого качества обучения, устаревших учебных программ и методов. Современное общество меняется стремительно. Изменения происходят в экономике, политике, цифровых технологиях, социокультурной сфере и во многих других областях. Образование, которое не обновляется в соответствии с этими изменениями, становится устаревшим и неэффективным. А дети и подростки, получающие такое образование, становятся неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Некоторые страны также сталкиваются с проблемами в управлении образовательными системами, что приводит к нерациональному расходованию ресурсов и недостаточной подготовке кадров. Качество человеческого капитала в таких странах значительно снижается, что ведет к потере конкурентного преимущества и увеличению экономического разрыва по сравнению с более успешными государствами.

Также большие проблемы возникают и в образовании для взрослых. Быстро меняющийся рынок труда требует регулярного обновления профессиональных навыков. Большинство образовательных систем не соответствуют этим требованиям. А сами взрослые (ввиду собственных стереотипов мышления) не стремятся обновлять свои навыки, получать дополнительное образование и проходить переквалификацию. В итоге мы получаем общество, которое серьезно отстает в своем развитии и не может обеспечивать благополучие и процветание своей страны.

Более того, многие государства, которые смогли решить проблемы в образовании, уже давно перешли к его регулярному совершенствованию и используют свои образовательные программы и учреждения как инструмент «мягкой силы», продвигая за их счет свои идеи и интересы на международной арене , а также привлекая на свою территорию лучшие умы из других, менее успешных, стран.


Качество, доступность и актуальность образования

Сегодня, около 600 млн детей и подростков по всему миру не имеют минимальных навыков чтения и математики. Миллионы детей лишены доступа к базовому образованию из-за бедности, конфликтов, дискриминации, социальных и гендерных стереотипов и других социальных проблем. Сейчас мы говорим не только о тех странах, в которых происходят международные конфликты или в которых большая часть населения живет за чертой бедности. Даже в странах, которые являются достаточно благополучными (с экономической точки зрения) нехватка школьных учителей, гендерные предрассудки, удаленность части населенных пунктов и другие особенности становятся причиной того, что у многих детей нет доступа к базовому образованию. Например, в Туркменистане доступа к начальному школьному образованию лишены около 14% детей, а в Таджикистане — 11%.

Кроме того, в целом ряде стран существует значительное неравенство в качестве образования в зависимости от региона, социального положения, пола и других факторов. Это создает неравные возможности для личного и профессионального развития, а также для раскрытия человеческого потенциала. Также ярко выражено цифровое неравенство. В эпоху, когда многие данные можно получить только онлайн, а интернет предоставляет практически безграничные возможности для развития, некоторые общества и группы людей до сих пор сталкиваются с ограниченным доступом к информационным технологиям. Следовательно, их возможности на получение качественного образования и актуальных данных кратно снижаются. Как снижаются и их возможности для самореализации по сравнению с другими людьми.

Но и доступность образования не всегда гарантирует его качество. Многие страны сталкиваются с проблемой крайне низкого качества обучения, устаревших учебных программ и методов. Современное общество меняется стремительно. Изменения происходят в экономике, политике, цифровых технологиях, социокультурной сфере и во многих других областях. Образование, которое не обновляется в соответствии с этими изменениями, становится устаревшим и неэффективным. А дети и подростки, получающие такое образование, становятся неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Некоторые страны также сталкиваются с проблемами в управлении образовательными системами, что приводит к нерациональному расходованию ресурсов и недостаточной подготовке кадров. Качество человеческого капитала в таких странах значительно снижается, что ведет к потере конкурентного преимущества и увеличению экономического разрыва по сравнению с более успешными государствами.

Также большие проблемы возникают и в образовании для взрослых. Быстро меняющийся рынок труда требует регулярного обновления профессиональных навыков. Большинство образовательных систем не соответствуют этим требованиям. А сами взрослые (ввиду собственных стереотипов мышления) не стремятся обновлять свои навыки, получать дополнительное образование и проходить переквалификацию. В итоге мы получаем общество, которое серьезно отстает в своем развитии и не может обеспечивать благополучие и процветание своей страны.

Более того, многие государства, которые смогли решить проблемы в образовании, уже давно перешли к его регулярному совершенствованию и используют свои образовательные программы и учреждения как инструмент «мягкой силы», продвигая за их счет свои идеи и интересы на международной арене , а также привлекая на свою территорию лучшие умы из других, менее успешных, стран.
Краткий обзор некоторых
целей развития общества
Центр Гуманитарных Технологий (при участии международных экспертов в различных областях) разрабатывает специализированные программы, помогающие странам проанализировать качество и потенциал образования, устранить пробелы в его содержании, а также внедрить в него технологии мягкого нативного влияния на мышление и поведение людей для улучшения его качества, актуальности и доступности.

При проведении исследования «Индекс развития общества. Качество человеческого капитала 2023» были собраны данные об уровне образования 10 стран СНГ. В частности, мы проанализировали следующие показатели:

  • уровень, доступность и качество образования;
  • продолжительность обучения;
  • актуальность получаемых профессий;
  • соответствие текущей рабочей деятельности и полученного образования;
  • возможность обучения в течение всей жизни и отношение к этому фактору;
  • рейтинги ВУЗов в стране и в мире;
  • гибкость образовательных учреждений и их образовательных программ;
  • уровень исследовательских и инновационных активностей в стране.

На основании этого анализа каждой стране (вне зависимости от ее места в рейтинге «Индекс развития общества 2023» среди стран СНГ) предлагается обратить внимание и включить в стратегию развития следующие задачи:

  • Существенно повысить актуальность высшего образования.
  • Определить современные показатели измерения эффективности школьного и высшего образования.
  • Довести уровень доступности базового образования до 100% для каждого ребенка.
  • Актуализировать систему образования внутри страны (в соответсвии с ее культурным кодом и особенностями поколений).
  • Обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию (в том числе, университетскому).
  • Существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками (в томчисле, профессионально-техническими) для трудоустройства, получения достойной работы и занятийпредпринимательской деятельностью.
  • Разработать систему образования, которая позволяет получить профессию «предприниматель». Даннаясистема должна предоставлять молодому человеку все необходимые навыки и менять его мышление такимобразом, чтобы после прохождения данного обучения у него существенно повышались шансы на созданиесобственного дела и занятия предпринимательской деятельностью.
  • Ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования. Причем ликвидировать не только за счет законодательных инструментов, но и за счет искоренения в обществе гендерных и иных стереотиповмышления, препятствующих равнодоступности образования.
  • Повысить уровень цифровой грамотности населения.
  • Внедрить в систему образования новые медиа и актуальные цифровые разработки.
  • Проработать систему возможности получения непрерывного образования.
  • Создавать и совершенствовать учебные заведения, в соответсвии с лучшими международными практиками.
  • Использовать образование не только для развития жестких и гибких навыков, но и в качестве инструментаглобального развития общества. А именно включая в образовательный процесс программы, способствующиепониманию глобального системного международного устройства, личной социальной ответственности и так далее.
  • Использовать образование для раскрытия потенциала личности и улучшения личного благополучия. Дляэтого мы рекомендуем включать в образовательные программы предметы, дающие представление обэкономической грамотности, ментальном здоровье, цифровой гигиене, имманентном влиянии медиа,критическом мышлении, эффективной коммуникации и так далее.
  • Перейти к системе «образование через концентрацию контекста» для повышения уровня и качества образования.
  • Разработать систему отбора талантов, позволяющую. наладить социальные лифты и со временем прийти ксоциальной и экономической меритократии в каждой из стран.
  • Значительно увеличить число квалифицированных учителей и преподавателей (в том числе посредством международного сотрудничества).
  • Использовать образование и как гуманитарную технологию, и как инструмент «мягкой силы», создаваябренды университетов и используя их для международного обмена идеями и глобального развития обществ.

Реализация данных задач позволит государствам значительно увеличить качество собственного человеческого капитала, стимулировать экономическое развитие и внести весомый вклад в развитие общества не только внутри своей страны, но и в развитие общества в целом.
Центр Гуманитарных Технологий (при участии международных экспертов в различных областях) разрабатывает специализированные программы, помогающие странам проанализировать качество и потенциал образования, устранить пробелы в его содержании, а также внедрить в него технологии мягкого нативного влияния на мышление и поведение людей для улучшения его качества, актуальности и доступности.

При проведении исследования «Индекс развития общества. Качество человеческого капитала 2023» были собраны данные об уровне образования 10 стран СНГ. В частности, мы проанализировали следующие показатели:

  • уровень, доступность и качество образования;
  • продолжительность обучения;
  • актуальность получаемых профессий;
  • соответствие текущей рабочей деятельности и полученного образования;
  • возможность обучения в течение всей жизни и отношение к этому фактору;
  • рейтинги ВУЗов в стране и в мире;
  • гибкость образовательных учреждений и их образовательных программ;
  • уровень исследовательских и инновационных активностей в стране.

На основании этого анализа каждой стране (вне зависимости от ее места в рейтинге «Индекс развития общества 2023» среди стран СНГ) предлагается обратить внимание и включить в стратегию развития следующие задачи:

  • Существенно повысить актуальность высшего образования.
  • Определить современные показатели измерения эффективности школьного и высшего образования.
  • Довести уровень доступности базового образования до 100% для каждого ребенка.
  • Актуализировать систему образования внутри страны (в соответсвии с ее культурным кодом и особенностями поколений).
  • Обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию (в том числе, университетскому).
  • Существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками (в томчисле, профессионально-техническими) для трудоустройства, получения достойной работы и занятийпредпринимательской деятельностью.
  • Разработать систему образования, которая позволяет получить профессию «предприниматель». Даннаясистема должна предоставлять молодому человеку все необходимые навыки и менять его мышление такимобразом, чтобы после прохождения данного обучения у него существенно повышались шансы на созданиесобственного дела и занятия предпринимательской деятельностью.
  • Ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования. Причем ликвидировать не только за счет законодательных инструментов, но и за счет искоренения в обществе гендерных и иных стереотиповмышления, препятствующих равнодоступности образования.
  • Повысить уровень цифровой грамотности населения.
  • Внедрить в систему образования новые медиа и актуальные цифровые разработки.
  • Проработать систему возможности получения непрерывного образования.
  • Создавать и совершенствовать учебные заведения, в соответсвии с лучшими международными практиками.
  • Использовать образование не только для развития жестких и гибких навыков, но и в качестве инструментаглобального развития общества. А именно включая в образовательный процесс программы, способствующиепониманию глобального системного международного устройства, личной социальной ответственности и так далее.
  • Использовать образование для раскрытия потенциала личности и улучшения личного благополучия. Дляэтого мы рекомендуем включать в образовательные программы предметы, дающие представление обэкономической грамотности, ментальном здоровье, цифровой гигиене, имманентном влиянии медиа,критическом мышлении, эффективной коммуникации и так далее.
  • Перейти к системе «образование через концентрацию контекста» для повышения уровня и качества образования.
  • Разработать систему отбора талантов, позволяющую. наладить социальные лифты и со временем прийти ксоциальной и экономической меритократии в каждой из стран.
  • Значительно увеличить число квалифицированных учителей и преподавателей (в том числе посредством международного сотрудничества).
  • Использовать образование и как гуманитарную технологию, и как инструмент «мягкой силы», создаваябренды университетов и используя их для международного обмена идеями и глобального развития обществ.

Реализация данных задач позволит государствам значительно увеличить качество собственного человеческого капитала, стимулировать экономическое развитие и внести весомый вклад в развитие общества не только внутри своей страны, но и в развитие общества в целом.
Качество и продолжительность жизни

Сегодня мир настолько изменился, что игнорировать необходимость обеспечивать людям не только физическое, но и ментальное здоровье, становится просто невозможно. И если то, что обеспечение физического здоровья — это задача номер один для эффективного функционирования общества, уже давно принимается как данность, то необходимость заботиться о ментальном здоровье, многие страны просто игнорируют.

Существует целый ряд организаций, которые занимаются инфраструктурным вопросом, обеспечивают жителям различных стран свободный доступ к качественным медицинским услугам, создают более эффективные системы финансирования здравоохранения, работают над улучшением санитарных условий и реализуют другие проекты, которые являются крайне важными для сохранения жизней людей.

Мы же как технологи, которые занимаются мягким нативным влиянием на мышление и поведение людей с целью развития общества, в своей деятельности и рекомендациях делаем акцент на формировании определенного образа жизни. Он должен поддерживать ментальное и физическое здоровье, улучшать качество жизни и увеличивать ее продолжительность. Также мы делаем акцент на создании концентрации контекста, которая позволит поддерживать данный образ жизни.

Среди ключевых проблем, которые мы выделяем в сфере метального и физического здоровья, качества жизни и долголетия, особо хотим обратить внимание на следующие:

  • Загрязнение окружающей среды. Атмосферное, водное и почвенное загрязнение приводит к различным заболеваниям и значительному ухудшению качества жизни и ее продолжительности.
  • Несбалансированное питание. В большинстве обществ существуют проблемы с недостатком или избытком питательных веществ. И здесь мы говорим даже не о том, что многие люди элементарно не имеют доступа к достаточному количеству пищи. Мы говорим о том, что повсеместно качество продуктов питания вызывает большое количество вопросов. Кроме того, многие люди, даже имея возможность получать качественное сбалансированное питание, выбирают быстрое нездоровое насыщение и наносят огромный вред своему здоровью.
  • Зависимости. Злоупотребление запрещенными веществами, никотином и алкоголем являются серьезными проблемами, влияющими на физическое и психическое здоровье.
  • Травмирующий образ жизни, который включает в себя физические, психологические и интеллектуальные действия, оказывающие существенное негативное влияние на жизнь человека.
  • Стресс и психологическое напряжение. Современный образ жизни приводит к увеличению уровня стресса и психологического напряжения. Социальная и экономическая неопределенность, вечный «идеальный шторм», отсутствие точек опоры, ускорение ритма жизни и многие другие явления, которые стали новой нормой. Они негативно влияют на ментальное и физическое здоровье людей, а также приводят к целому ряду негативных явлений в обществе.
  • Депрессия и тревожность. Депрессия и тревожные расстройства становятся все более распространенными и требуют повышенного внимания к предоставлению поддержки и доступа к услугам психического здоровья. Кроме того, при неграмотном использовании социальных сетей и новых медиа они крайне негативно влияют на психическое здоровье, что также усиливает депрессию, приводит к суицидальным мыслям, селфхарму, растройству пищевого поведения и многим другим негативным явлениям.

Все эти проблемы можно решить именно за счет гуманитарных технологий — технологий мягкого нативного влияния на мышление и поведение людей. Благодаря использованию таких технологий можно существенно повысить осведомленность людей о психических заболеваниях, негативно влияющих социальных факторах и возможностях, которые способны снизить отрицательное воздействие многих подобных явлений. Гуманитарные технологии позволяют преодолеть стереотипное мышление, расширить понимание людей о заботе о собственном здоровье и разработать целый ряд проектов, которые решают проблемы зависимостей, экзистенциального кризиса, цифровой интоксикации и так далее. Гуманитарные технологии способны сформировать новую социальную культуру, благодаря которой станет возможно не только решить все вышеперечисленные проблемы, но и сформировать новый позитивный образ жизни и концентрацию контекста, способную его удерживать. Однако для эффективности такой работы необходима синергия технологий мягкого нативного влияния и действий правительств стран, заинтересованных в развитии своего общества.

При проведении исследования «Индекс развития общества 2023» (среди стран СНГ) были собраны данные об уровне качества жизни, физического и ментального здоровья жителей этих стран. В частности, мы проанализировали следующие показатели:

  • прогнозируемая продолжительность жизни;
  • половозрастной состав страны;
  • количество свободного времени у различных социальных групп;
  • уровень жизни;
  • ключевые ценности человека;
  • уровень счастья и благополучия граждан (в соответствии с международным рейтингом ООН).

На основании этого анализа каждой стране (вне зависимости от ее места в рейтинге «Индекс развития общества 2023» среди стран СНГ) предлагается обратить внимание и включить в стратегию развития следующие задачи:

  • Создать в системе здравоохранения комплексный подход, который учитывает связь между ментальным и физическим здоровьем.
  • Увеличить доступность качественных услуг по работе с психическим здоровьем.
  • Выявить культурные стереотипы, которые негативно влияют на ментальное и физическое здоровье, на качество и продолжительность жизни. Разработать гуманитарно-технологические программы по преодолению данных стереотипов.
  • Увеличить количество и качество государственных программ, которые способствуют улучшению экологической ситуации в стране.
  • Разработать и популяризировать образ жизни гражданина страны, который способствует сохранению ментального и физического здоровья и увеличивает качество и продолжительность жизни.
  • Разработать и внедрить образовательные программы по информационной грамотности и гигиене, а также программы, которые повышают осведомленность о влиянии факторов окружающей среды (рабочая обстановка, общественное давление и другие) на ментальное здоровье.
  • Создать концентрацию контекста, которая способствует сохранению ментального и физического здоровья, увеличивает качество и продолжительность жизни.
  • Сформировать концепцию здорового рабочего места, которая включает в себя развитие программ по управлению стрессом на рабочем месте и повышению осведомленности о здоровье среди работников. Также необходимо организовать поддержку гибкости в организации труда для обеспечения баланса между работой и личной жизнью.
  • Создать инновационные программы и приложения, которые способствуют преодолению экзистенциальногокризиса и решению других ментальных проблем.
  • Разработать концепцию вовлечения общественности в разработку и реализацию программ по поддержке ментального и физического здоровья и программ по увеличению качества и продолжительности жизни.
  • Содействовать и проводить исследования, а также вести разработки в области ментального и физического здоровья, а также влияния сторонних факторов на образ жизни, ее качество и продолжительность.
  • Наладить международное сотрудничество в области улучшения ментального и физического здоровья, организовать обмен идеями и инновациями в этой области.

Реализация данных задач для многих государств мира может стать важнейшей инвестицией в будущее не только своей страны, но и в будущее всего человечества.




    Качество и продолжительность жизни

    Сегодня мир настолько изменился, что игнорировать необходимость обеспечивать людям не только физическое, но и ментальное здоровье, становится просто невозможно. И если то, что обеспечение физического здоровья — это задача номер один для эффективного функционирования общества, уже давно принимается как данность, то необходимость заботиться о ментальном здоровье, многие страны просто игнорируют.

    Существует целый ряд организаций, которые занимаются инфраструктурным вопросом, обеспечивают жителям различных стран свободный доступ к качественным медицинским услугам, создают более эффективные системы финансирования здравоохранения, работают над улучшением санитарных условий и реализуют другие проекты, которые являются крайне важными для сохранения жизней людей.

    Мы же как технологи, которые занимаются мягким нативным влиянием на мышление и поведение людей с целью развития общества, в своей деятельности и рекомендациях делаем акцент на формировании определенного образа жизни. Он должен поддерживать ментальное и физическое здоровье, улучшать качество жизни и увеличивать ее продолжительность. Также мы делаем акцент на создании концентрации контекста, которая позволит поддерживать данный образ жизни.

    Среди ключевых проблем, которые мы выделяем в сфере метального и физического здоровья, качества жизни и долголетия, особо хотим обратить внимание на следующие:

    • Загрязнение окружающей среды. Атмосферное, водное и почвенное загрязнение приводит к различным заболеваниям и значительному ухудшению качества жизни и ее продолжительности.
    • Несбалансированное питание. В большинстве обществ существуют проблемы с недостатком или избытком питательных веществ. И здесь мы говорим даже не о том, что многие люди элементарно не имеют доступа к достаточному количеству пищи. Мы говорим о том, что повсеместно качество продуктов питания вызывает большое количество вопросов. Кроме того, многие люди, даже имея возможность получать качественное сбалансированное питание, выбирают быстрое нездоровое насыщение и наносят огромный вред своему здоровью.
    • Зависимости. Злоупотребление запрещенными веществами, никотином и алкоголем являются серьезными проблемами, влияющими на физическое и психическое здоровье.
    • Травмирующий образ жизни, который включает в себя физические, психологические и интеллектуальные действия, оказывающие существенное негативное влияние на жизнь человека.
    • Стресс и психологическое напряжение. Современный образ жизни приводит к увеличению уровня стресса и психологического напряжения. Социальная и экономическая неопределенность, вечный «идеальный шторм», отсутствие точек опоры, ускорение ритма жизни и многие другие явления, которые стали новой нормой. Они негативно влияют на ментальное и физическое здоровье людей, а также приводят к целому ряду негативных явлений в обществе.
    • Депрессия и тревожность. Депрессия и тревожные расстройства становятся все более распространенными и требуют повышенного внимания к предоставлению поддержки и доступа к услугам психического здоровья. Кроме того, при неграмотном использовании социальных сетей и новых медиа они крайне негативно влияют на психическое здоровье, что также усиливает депрессию, приводит к суицидальным мыслям, селфхарму, растройству пищевого поведения и многим другим негативным явлениям.

    Все эти проблемы можно решить именно за счет гуманитарных технологий — технологий мягкого нативного влияния на мышление и поведение людей. Благодаря использованию таких технологий можно существенно повысить осведомленность людей о психических заболеваниях, негативно влияющих социальных факторах и возможностях, которые способны снизить отрицательное воздействие многих подобных явлений.

    Гуманитарные технологии позволяют преодолеть стереотипное мышление, расширить понимание людей о заботе о собственном здоровье и разработать целый ряд проектов, которые решают проблемы зависимостей, экзистенциального кризиса, цифровой интоксикации и так далее.

    Гуманитарные технологии способны сформировать новую социальную культуру, благодаря которой станет возможно не только решить все вышеперечисленные проблемы, но и сформировать новый позитивный образ жизни и концентрацию контекста, способную его удерживать. Однако для эффективности такой работы необходима синергия технологий мягкого нативного влияния и действий правительств стран, заинтересованных в развитии своего общества.
    При проведении исследования «Индекс развития общества 2023» (среди стран СНГ) были собраны данные об уровне качества жизни, физического и ментального здоровья жителей этих стран. В частности, мы проанализировали следующие показатели:

    • прогнозируемая продолжительность жизни;
    • половозрастной состав страны;
    • количество свободного времени у различных социальных групп;
    • уровень жизни;
    • ключевые ценности человека;
    • уровень счастья и благополучия граждан (в соответствии с международным рейтингом ООН).

    На основании этого анализа каждой стране (вне зависимости от ее места в рейтинге «Индекс развития общества 2023» среди стран СНГ) предлагается обратить внимание и включить в стратегию развития следующие задачи:

    • Создать в системе здравоохранения комплексный подход, который учитывает связь между ментальным и физическим здоровьем.
    • Увеличить доступность качественных услуг по работе с психическим здоровьем.
    • Выявить культурные стереотипы, которые негативно влияют на ментальное и физическое здоровье, на качество и продолжительность жизни. Разработать гуманитарно-технологические программы по преодолению данных стереотипов.
    • Увеличить количество и качество государственных программ, которые способствуют улучшению экологической ситуации в стране.
    • Разработать и популяризировать образ жизни гражданина страны, который способствует сохранению ментального и физического здоровья и увеличивает качество и продолжительность жизни.
    • Разработать и внедрить образовательные программы по информационной грамотности и гигиене, а также программы, которые повышают осведомленность о влиянии факторов окружающей среды (рабочая обстановка, общественное давление и другие) на ментальное здоровье.
    • Создать концентрацию контекста, которая способствует сохранению ментального и физического здоровья, увеличивает качество и продолжительность жизни.
    • Сформировать концепцию здорового рабочего места, которая включает в себя развитие программ по управлению стрессом на рабочем месте и повышению осведомленности о здоровье среди работников. Также необходимо организовать поддержку гибкости в организации труда для обеспечения баланса между работой и личной жизнью.
    • Создать инновационные программы и приложения, которые способствуют преодолению экзистенциальногокризиса и решению других ментальных проблем.
    • Разработать концепцию вовлечения общественности в разработку и реализацию программ по поддержке ментального и физического здоровья и программ по увеличению качества и продолжительности жизни.
    • Содействовать и проводить исследования, а также вести разработки в области ментального и физического здоровья, а также влияния сторонних факторов на образ жизни, ее качество и продолжительность.
    • Наладить международное сотрудничество в области улучшения ментального и физического здоровья, организовать обмен идеями и инновациями в этой области.

    Реализация данных задач для многих государств мира может стать важнейшей инвестицией в будущее не только своей страны, но и в будущее всего человечества.