1. Усиление бренда страны
Наша гуманитарно-технологическая экспертиза и анализ «мягкой силы» страны показали, что имидж Азербайджана в международном информационном поле является двояким. С одной стороны, некоторые международные издания, публичные лица и лидеры мнений говорят и пишут о стране как об авторитарном, несвободном, военизированном государстве. С другой стороны, Республика смогла отстоять свое право быть страной-хозяйкой экологического саммита COP29 в 2024 году, регулярно вкладывается во многие международные культурные и социальные проекты и доказывает свой демократический и миролюбивый характер. Но единого бренда, который сводился бы не просто к айдентике и разрозненным мероприятиям, а имел бы под собой мощный экзистенциал, собирал воедино большую миссию страны и обладал бы целом рядом каналов трансляций (включая социальные сети и новые медиа), у страны пока нет. Бренду страны не хватает специально разработанных имиджевых мероприятий и программ, которые позволили бы Азербайджану быстрее преодолеть многие негативные стереотипы в международном сообществе, способствовали бы привлечению на территорию Республики дополнительного туристического потока и инвестиций.
2. Обучение специалистов по «мягкой силе» и гуманитарным технологиям
Исследование «Индекс Развития Общества 2023» серди стран СНГ показало, что в Азербайджане действительно делается многое для того, чтобы идеи и смыслы страны доходили не только до граждан Республики, но и до мирового сообщества. Однако использование современных гуманитарных технологий могло бы позволить доносить эти идеи и смыслы быстрее.
Приведем простой пример. В Азербайджане существует книга-многотомник «Ильхам Алиев. Наше развитие — наша цель». Задача книги — познакомить общественность с внутренней и внешней политикой Азербайджана, рассказать о различных сферах социально-экономической жизни страны, дать представление о положении Республики на международной арене и обозначить направления развития страны. В книге публикуются речи президента, тезисы его международных выступлений, интервью с Ильхамом Алиевым, его заметки и письма.
Книга как медиа действительно является эффективным инструментом влияния на мышление и поведение населения. Она является панорамой развития Азербайджана и зеркалом современной жизни в стране. Книга оказывает положительный эффект на бренд президента и на формирования доверия к власти. Однако сам формат (книга) является несколько устаревшим. Кроме того, Азербайджан с точки зрения восприятия медиа является устной культурой, которая лучше воспринимает устные каналы подачи информации. Благодаря использованию гуманитарных технологий можно выработать современную и более актуальную форму трансляции идей и смыслов, о которых говорит президент Ильхам Алиев. Это позволит увеличить эффективность донесения информации. Мы, как гуманитарные технологи, рекомендуем разработать такой проект с учетом культурного кода страны, имманентного влияния каналов передачи информации, характера и архетипа президента как медиа-персоны. Такой подход сделает проект более эффективным и успешным.
Обучение своих гуманитарных технологов позволит Азербайджану учитывать подобные нюансы и значительно повысить эффективность других проектов влияния.
3. Разработка стратегии использования «мягкой силы» и технологий развития общества
Такие стратегии есть у многих стран. Например, у Германии, Франции, Великобритании, США, Саудовской Аравии и целого ряда других государств. Они позволяют учитывать тренды и тенденции, возникающие в мире, прогнозировать краткосрочный и долгосрочный эффект от использования технологий «мягкой силы» и гуманитарных технологий, дают возможность собрать все инструменты влияния на мышление и поведение людей в единую тройственную систему влияния и использовать их для развития общества и усиления своего влияния на международной арене.