Когда мы говорим «Россия», какая картинка возникает перед глазами?
Бескрайние просторы, сибирская зима, лед на озере Байкал? Или это кто-то из наших спортсменов? Президент? Кто-то, услышав слово «Россия», тут же представляет себе Красную Площадь в Москве или Зимний Дворец в Петербурге, а кто-то — автомат Калашникова. Для кого-то Россия — это Достоевский, для кого-то — балет.

Теперь давайте подумаем, какой набор образов возникает у иностранца, который слышит о России? Что он думает? Хочет ли он увидеть эту страну? Интересно ли ему посетить Петербург в белые ночи (да и слышал ли он о них)? Готов ли он переехать в Россию? Учиться здесь? Открыть бизнес? А если, представим, что это не просто иностранец, а мировой лидер? Дипломат? Основатель транснациональной корпорации или молодой ученый? Что они думают о России? Как они к ней относятся?

Бренд «Россия»
Если говорить очень упрощенно, то эта «картинка», возникающая после произнесения слова «Россия», а также то, на что она мотивирует, и является брендом страны. То есть бренд — это комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, целостных характеристик, которые объединяют людей вокруг себя и мотивируют их на определенные действия. Бренды есть у товаров, компаний, городов и стран. Чем сильнее бренд, тем больше возможностей открывается перед тем, кому он принадлежит и кто им управляет.
Первым категорию «бренд» по отношению к странам применил Саймон Анхольт. И он же описал преимущества, которые дает стране сильный бренд: «Правильно управляемый национальный бренд — это одна из основных задач, которые нужно решить, чтобы установить международные связи и получить конкурентное преимущество, используя его как реальный актив для всех заинтересованных сторон, магнит для привлечения инвестиций и талантов, двигатель всемирного культурного обмена, мощное конкурентное преимущество для экспортеров и источник вдохновения для жителей страны».

Здесь важно отметь слово «управляемый», потому что бренд, как система представлений, уже есть у любой страны. Люди уже что-то думают и представляют, когда слышат слово «Россия». Вопрос заключается в том, что брендом можно целенаправленно управлять, изменяя этот набор представлений и закладывая в голову людям определенное восприятие по отношению к стране.
Бренд страны — это невероятно ценный актив, который позволяет повысить стоимость всех компаний и товаров, которые связаны с этой страной. Увеличить влияние страны на международной арене. Получить доступ к огромному капиталу (проще говоря, привлечь иностранные инвестиции). Переманить ценный человеческий капитал из других стан и мотивировать лучших ученых, инженеров, архитекторов, IT-специалистов и других талантливых людей работать на нашу страну. Более того, бренд работает как внутри страны, так и за ее пределами. Сильный бренд мотивирует людей развивать страну, вдохновляет их на действия и открывает перед ними колоссальные возможности. Одним словом, сильный бренд страны — это ресурс, который выгоден всем. При условии, что этот бренд создается и управляется под руководством правительства этой страны.
Россия уже имеет относительно сильный бренд. По данным компании Brand Finance бренд России в середине 2022 года оценивался в $642 млрд (для сравнения бренд США оценивается в $26,5 трлн). Но это если мы говорим о материальном эквиваленте. Гораздо важнее, какой эффект оказывает бренд и помогает ли он достигать целей, поставленных государством.

С профессиональной точки зрения бренд — это многосоставная гуманитарная технология, которая призвана сама по себе оказывать «мягкое» влияние. Она состоит из целой системы других гуманитарных технологий, а также строится и управляется с их помощью. Именно поэтому разработка и построение бренда страны является ключевым проектом для Центра Гуманитарных Технологий.
Скачать проект
Когда мы говорим «Россия», какая картинка возникает перед глазами? Бескрайние просторы, сибирская зима, лед на озере Байкал? Или это кто-то из наших спортсменов? Президент? Кто-то, услышав слово «Россия», тут же представляет себе Красную Площадь в Москве или Зимний Дворец в Петербурге, а кто-то — автомат Калашникова. Для кого-то Россия — это Достоевский, для кого-то — балет.
Бренд «Россия»
Теперь давайте подумаем, какой набор образов возникает у иностранца, который слышит о России? Что он думает? Хочет ли он увидеть эту страну? Интересно ли ему посетить Петербург в белые ночи (да и слышал ли он о них)? Готов ли он переехать в Россию? Учиться здесь? Открыть бизнес? А если, представим, что это не просто иностранец, а мировой лидер? Дипломат? Основатель транснациональной корпорации или молодой ученый? Что они думают о России? Как они к ней относятся?
Если говорить очень упрощенно, то эта «картинка», возникающая после произнесения слова «Россия», а также то, на что она мотивирует, и является брендом страны. То есть бренд — это комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, целостных характеристик, которые объединяют людей вокруг себя и мотивируют их на определенные действия. Бренды есть у товаров, компаний, городов и стран. Чем сильнее бренд, тем больше возможностей открывается перед тем, кому он принадлежит и кто им управляет.
Первым категорию «бренд» по отношению к странам применил Саймон Анхольт. И он же описал преимущества, которые дает стране сильный бренд: «Правильно управляемый национальный бренд — это одна из основных задач, которые нужно решить, чтобы установить международные связи и получить конкурентное преимущество, используя его как реальный актив для всех заинтересованных сторон, магнит для привлечения инвестиций и талантов, двигатель всемирного культурного обмена, мощное конкурентное преимущество для экспортеров и источник вдохновения для жителей страны».

Здесь важно отметь слово «управляемый», потому что бренд, как система представлений, уже есть у любой страны. Люди уже что-то думают и представляют, когда слышат слово «Россия». Вопрос заключается в том, что брендом можно целенаправленно управлять, изменяя этот набор представлений и закладывая в голову людям определенное восприятие по отношению к стране.
Бренд страны — это невероятно ценный актив, который позволяет повысить стоимость всех компаний и товаров, которые связаны с этой страной. Увеличить влияние страны на международной арене. Получить доступ к огромному капиталу (проще говоря, привлечь иностранные инвестиции). Переманить ценный человеческий капитал из других стан и мотивировать лучших ученых, инженеров, архитекторов, IT-специалистов и других талантливых людей работать на нашу страну. Более того, бренд работает как внутри страны, так и за ее пределами. Сильный бренд мотивирует людей развивать страну, вдохновляет их на действия и открывает перед ними колоссальные возможности. Одним словом, сильный бренд страны — это ресурс, который выгоден всем. При условии, что этот бренд создается и управляется под руководством правительства этой страны.
Россия уже имеет относительно сильный бренд. По данным компании Brand Finance бренд России в середине 2022 года оценивался в $642 млрд (для сравнения бренд США оценивается в $26,5 трлн). Но это если мы говорим о материальном эквиваленте. Гораздо важнее, какой эффект оказывает бренд и помогает ли он достигать целей, поставленных государством.

С профессиональной точки зрения бренд — это многосоставная гуманитарная технология, которая призвана сама по себе оказывать «мягкое» влияние. Она состоит из целой системы других гуманитарных технологий, а также строится и управляется с их помощью. Именно поэтому разработка и построение бренда страны является ключевым проектом для Центра Гуманитарных Технологий.
Скачать проект