Когда мы говорим «Россия», какая картинка возникает перед глазами?
Бескрайние просторы, сибирская зима, лед на озере Байкал? Или это кто-то из наших спортсменов? Президент? Кто-то, услышав слово «Россия», тут же представляет себе Красную Площадь в Москве или Зимний Дворец в Петербурге, а кто-то — автомат Калашникова. Для кого-то Россия — это Достоевский, для кого-то — балет.

Теперь давайте подумаем, какой набор образов возникает у иностранца, который слышит о России? Что он думает? Хочет ли он увидеть эту страну? Интересно ли ему посетить Петербург в белые ночи (да и слышал ли он о них)? Готов ли он переехать в Россию? Учиться здесь? Открыть бизнес? А если, представим, что это не просто иностранец, а мировой лидер? Дипломат? Основатель транснациональной корпорации или молодой ученый? Что они думают о России? Как они к ней относятся?

Бренд «Россия»
Если говорить очень упрощенно, то эта «картинка», возникающая после произнесения слова «Россия», а также то, на что она мотивирует, и является брендом страны. То есть бренд — это комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, целостных характеристик, которые объединяют людей вокруг себя и мотивируют их на определенные действия. Бренды есть у товаров, компаний, городов и стран. Чем сильнее бренд, тем больше возможностей открывается перед тем, кому он принадлежит и кто им управляет.
Первым категорию «бренд» по отношению к странам применил Саймон Анхольт. И он же описал преимущества, которые дает стране сильный бренд: «Правильно управляемый национальный бренд — это одна из основных задач, которые нужно решить, чтобы установить международные связи и получить конкурентное преимущество, используя его как реальный актив для всех заинтересованных сторон, магнит для привлечения инвестиций и талантов, двигатель всемирного культурного обмена, мощное конкурентное преимущество для экспортеров и источник вдохновения для жителей страны».

Здесь важно отметь слово «управляемый», потому что бренд, как система представлений, уже есть у любой страны. Люди уже что-то думают и представляют, когда слышат слово «Россия». Вопрос заключается в том, что брендом можно целенаправленно управлять, изменяя этот набор представлений и закладывая в голову людям определенное восприятие по отношению к стране.
Бренд страны — это невероятно ценный актив, который позволяет повысить стоимость всех компаний и товаров, которые связаны с этой страной. Увеличить влияние страны на международной арене. Получить доступ к огромному капиталу (проще говоря, привлечь иностранные инвестиции). Переманить ценный человеческий капитал из других стан и мотивировать лучших ученых, инженеров, архитекторов, IT-специалистов и других талантливых людей работать на нашу страну. Более того, бренд работает как внутри страны, так и за ее пределами. Сильный бренд мотивирует людей развивать страну, вдохновляет их на действия и открывает перед ними колоссальные возможности. Одним словом, сильный бренд страны — это ресурс, который выгоден всем. При условии, что этот бренд создается и управляется под руководством правительства этой страны.
Россия уже имеет относительно сильный бренд. По данным компании Brand Finance бренд России в середине 2022 года оценивался в $642 млрд (для сравнения бренд США оценивается в $26,5 трлн). Но это если мы говорим о материальном эквиваленте. Гораздо важнее, какой эффект оказывает бренд и помогает ли он достигать целей, поставленных государством.

С профессиональной точки зрения бренд — это многосоставная гуманитарная технология, которая призвана сама по себе оказывать «мягкое» влияние. Она состоит из целой системы других гуманитарных технологий, а также строится и управляется с их помощью. Именно поэтому разработка и построение бренда страны является ключевым проектом для Центра Гуманитарных Технологий.
Когда мы говорим «Россия», какая картинка возникает перед глазами? Бескрайние просторы, сибирская зима, лед на озере Байкал? Или это кто-то из наших спортсменов? Президент? Кто-то, услышав слово «Россия», тут же представляет себе Красную Площадь в Москве или Зимний Дворец в Петербурге, а кто-то — автомат Калашникова. Для кого-то Россия — это Достоевский, для кого-то — балет.
Бренд «Россия»
Теперь давайте подумаем, какой набор образов возникает у иностранца, который слышит о России? Что он думает? Хочет ли он увидеть эту страну? Интересно ли ему посетить Петербург в белые ночи (да и слышал ли он о них)? Готов ли он переехать в Россию? Учиться здесь? Открыть бизнес? А если, представим, что это не просто иностранец, а мировой лидер? Дипломат? Основатель транснациональной корпорации или молодой ученый? Что они думают о России? Как они к ней относятся?
Если говорить очень упрощенно, то эта «картинка», возникающая после произнесения слова «Россия», а также то, на что она мотивирует, и является брендом страны. То есть бренд — это комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, целостных характеристик, которые объединяют людей вокруг себя и мотивируют их на определенные действия. Бренды есть у товаров, компаний, городов и стран. Чем сильнее бренд, тем больше возможностей открывается перед тем, кому он принадлежит и кто им управляет.
Первым категорию «бренд» по отношению к странам применил Саймон Анхольт. И он же описал преимущества, которые дает стране сильный бренд: «Правильно управляемый национальный бренд — это одна из основных задач, которые нужно решить, чтобы установить международные связи и получить конкурентное преимущество, используя его как реальный актив для всех заинтересованных сторон, магнит для привлечения инвестиций и талантов, двигатель всемирного культурного обмена, мощное конкурентное преимущество для экспортеров и источник вдохновения для жителей страны».

Здесь важно отметь слово «управляемый», потому что бренд, как система представлений, уже есть у любой страны. Люди уже что-то думают и представляют, когда слышат слово «Россия». Вопрос заключается в том, что брендом можно целенаправленно управлять, изменяя этот набор представлений и закладывая в голову людям определенное восприятие по отношению к стране.
Бренд страны — это невероятно ценный актив, который позволяет повысить стоимость всех компаний и товаров, которые связаны с этой страной. Увеличить влияние страны на международной арене. Получить доступ к огромному капиталу (проще говоря, привлечь иностранные инвестиции). Переманить ценный человеческий капитал из других стан и мотивировать лучших ученых, инженеров, архитекторов, IT-специалистов и других талантливых людей работать на нашу страну. Более того, бренд работает как внутри страны, так и за ее пределами. Сильный бренд мотивирует людей развивать страну, вдохновляет их на действия и открывает перед ними колоссальные возможности. Одним словом, сильный бренд страны — это ресурс, который выгоден всем. При условии, что этот бренд создается и управляется под руководством правительства этой страны.
Россия уже имеет относительно сильный бренд. По данным компании Brand Finance бренд России в середине 2022 года оценивался в $642 млрд (для сравнения бренд США оценивается в $26,5 трлн). Но это если мы говорим о материальном эквиваленте. Гораздо важнее, какой эффект оказывает бренд и помогает ли он достигать целей, поставленных государством.

С профессиональной точки зрения бренд — это многосоставная гуманитарная технология, которая призвана сама по себе оказывать «мягкое» влияние. Она состоит из целой системы других гуманитарных технологий, а также строится и управляется с их помощью. Именно поэтому разработка и построение бренда страны является ключевым проектом для Центра Гуманитарных Технологий.