ПУТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В мире насчитывается более 400 млн предпринимателей. Все они проходят один и тот же путь, но лишь немногим удаётся добраться до списка лучших бизнесменов планеты.

Центр Гуманитарных Технологий разработал методологию на основе работ Джозефа Кэмпбелла, позволяющую определить, на каком этапе находится предприниматель, и что необходимо сделать, чтобы подняться на следующий уровень.
1. Мечта
Всё начинается с мечты о своём бизнесе — с простого желания заработать деньги, работая на самого себя. Бизнес на этом этапе представляется единственным возможным решением. С ним связано много желаний и надежд. В основном, финансовых.


Основные ценности: деньги и надежда.
2. Страх
Открывать своё дело страшно. И это нормально. Существует даже теория, что предприниматель получает прибыль исключительно за риски. На этом этапе сомнения и страхи ощущаются очень остро.

Основные ценности: деньги и смелость.
3. Первые шаги
Быть предпринимателем — значит делать. Поэтому, несмотря на сомнения и страхи, предприниматель открывает бизнес, получает первую прибыль и, со временем, нанимает сотрудников.

Основные ценности: деньги и действия.
4. Первые ошибки
Кассовые разрывы, чрезмерный штат, ошибки рекламы и так далее — первые промахи приводят к тому, что предприниматель начинает учиться бизнесу: книги, тренинги, бизнес-клубы, наставники и т.п.

Основные ценности: деньги и информация
5. Стеклянный потолок
К этому этапу все механизмы бизнеса налажены. Сам предприниматель уже купил себе многое из того, о чём мечтал в начале пути. Что дальше? Бизнес уже не приносит столько эмоций — хочется большего, но не понятно куда идти. Нет чувства гордости.

Основные ценности: деньги и новые идеи.
6. Новая система
Начинается перестроение бизнеса: другая финансовая модель, масштабирование или продажа действующего и открытие нового. Наступает абсолютно новый этап и уровень, меняются цели и окружение.

Основная ценность: статус и интересная жизнь.
7. Первая большая прибыль
Прибыль значительно превышает ту, что планировалась на старте. Этой прибыли хватает на всё: комфортная жизнь, путешествия, дорогие «игрушки» и реинвестиции. Эта прибыль — ответ на новую систему бизнеса, новый масштаб и новые связи.

Основные ценности: статус и окружение.
8. Идеи и смыслы
На этом этапе приходит понимание того, что предприниматель — это не тот, кто что-то предпринимает исключительно ради заработка, а тот, кто улучшает среду вокруг себя. Деньги — это обратная связь от общества. Появляется логичное желание быть полезным людям и иметь «бизнес со смыслом».

Основные ценности: идеи и смыслы.
9. Экосистема идей
Одной идеи, как и одного ответа, всегда недостаточно. На этом этапе у предпринимателя появляется целая экосистема идей, которые вдохновляют, дают ощущения полноты жизни и ответы на вопрос: «Зачем я занимаюсь бизнесом?». Экосистема направляет и усиливает влияние предпринимателя на общество.

Основные ценности: идеи и общество.
10. Миссия компании
Миссия компании — это и есть экосистема идей. Она усиливает не только бренд компании, но персональный бренд предпринимателя. На этом этапе создаётся корпоративная религия, а компания становится стратегически значимым предприятием в стране происхождения и масштабируется на весь мир.

Основные ценности: миссия и масштаб.
11. Бизнес нового качества
Всё перечисленное создаёт бизнес совершенно другого качества. Теперь предприниматель отвечает только за стратегию развития компании, операционное управление — в руках наёмных специалистов. Предприниматель владеет несколькими крупными проектами. Возникает вопрос: «Что останется после меня?».

Основные ценности: мировой масштаб и влияние.
12. Время делиться
На этом этапе предприниматель понимает, что его влияние выходит далеко за рамки того, что он уже делает сейчас. Он начинает интересоваться вопросами приватизации обременений: жертвует в благотворительные фонды, занимается меценатством, отдает часть прибыли на социальные программы и т.д.

Основаная ценность: помощь другим.
13. Стратегический советник
Основной бизнес предпринимателя перестает его зажигать, ему хочется большего масштаба, большего влияния на общество. В итоге он покидает руководящие посты своих компаний, оставаясь акционером и стратегическим советником. Начинает искать новую сферу применения своему потенциалу.

Основные ценности: интересная жизнь и развитие общества.
14. Трансформация
Предпринимателю сложно переключиться на новую деятельность, научиться больше отдавать, чем брать и перестать делать акцент на выгоду. Этот этап посвящен трансформации мышления.

Основные ценности: моё место в мире.
15. Новая роль
Предприниматель остаётся акционером в своих компаниях, но переключает основное внимание с коммерческой деятельности на масштабные идейные проекты, как это сделали Илон Маск, Билл Гейтс, Джефф Безос и другие.

Основные ценности: масштаб, общество, новая жизнь.
16. Приватизация обременений
На этом этапе предприниматель понимает, что он — уникальный человек. Он смог то, чего большинство никогда не достигнет. Приватизация обременений общества — это его прямая обязанность. Предприниматель выбирает одну или несколько глобальных проблем и создаёт организацию, разрабатывающую решения этой проблемы.

Основная ценность: решение мировых проблем.
17. Свобода жизни и влияние
Завершающий этап пути предпринимателя. Его влияние безгранично, его заслуги неоспоримы. Он стал по-настоящему великим человеком, таким, что после его смерти мир не сможет сделать вид, что его никогда не существовало. Предприниматель уже оставил после себя своё имя и дела.
Итог
«Легендарный герой, как правило, является созидателем — он открывает новую эпоху, создает новую религию, закладывает новый город или меняет образ жизни окружающих. Чтобы обнаружить нечто новое, нужно отказаться от старого и отправиться на поиски идеи, способной в перспективе породить невиданное ранее. Но чтобы стать героем, необходимо пройти весь путь до конца».

Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой».