В современном информационном обществе СМИ стали основным инструментом информационно-коммуникационного воздействия на общественное сознание и общественное мнение. Причем многим людям кажется, что они живут в открытом свободном мире информации, где каждый волен выбирать тот информационный канал, который ему нравится.

Если кому-то не нравится смотреть федеральные телевизионные каналы, то он всегда может найти альтернативу, например, получать контент в газетах, журналах или в интернете. Иллюзия свободы дала потребителям мнимый выбор, а создателям контента — новые инструменты для скрытого манипулирования мнением аудитории. И эти скрытые инструменты с каждым годом становятся все более искусным и виртуозным способом влиять на предпочтение, поведение и мышление аудитории. Сама аудитория не только не замечает этого влияния, но и даже оплачивает контент, который это влияние включает.
Гуманитарно-технологическая экспертиза российских СМИ
Более того, с развитием СМИ возникли инструменты, позволяющие создать особую медиареальность, то есть такую реальность, в которой очень сложно проверить достоверность освещаемой информации. Для конструирования такой реальности применяются различные инструменты, в частности: фальсификация, неверная интерпретация, замалчивание или недостаточное освещение определенных фактов. Используются культурный код, приемы социального конструирования реальности, ложные связки факт-вывод и так далее. А с ростом количества информации становится практически невозможно охватить весь ее объем, а значит, зачастую невозможно найти альтернативную точку зрения. Поэтому многие пользователи прибегают к авторитетным СМИ, доверяя, в первую очередь, их имени, и надеясь, что эти источники не будут использовать приемы манипулирования мнением аудитории.

Центр Гуманитарных Технологий совместно с докторами социологических наук провели гуманитарно-технологическую экспертизу на выявление скрытых приемов манипулирования общественным мнением в российских СМИ и степень достоверности информации в них.
Для работы были выбраны статьи в изданиях трех категорий:

• пресса с высокой репутацией (Forbes, Ведомости, Коммерсантъ);
• обычные аккредитованные издания;
• «желтая пресса».

В нашу задачу входило: провести гуманитарно-технологический разбор выборки статей; определить наличие скрытых приемов манипулирования, а также степень их воздействия на аудиторию; определить тональность информационного контекста, заданного СМИ; проследить связи между одинаковой информацией, подаваемой в разных СМИ; определить приемы управлением вниманием аудитории и их эффективность.

Результатом работы стало независимое исследование, отражающее все результаты работы, а также описывающее приемы, которые СМИ используют для формирования определенной медиасреды и манипулирования мнением аудитории.
В современном информационном обществе СМИ стали основным инструментом информационно-коммуникационного воздействия на общественное сознание и общественное мнение. Причем многим людям кажется, что они живут в открытом свободном мире информации, где каждый волен выбирать тот информационный канал, который ему нравится.

Гуманитарно-технологическая экспертиза российских СМИ
Если кому-то не нравится смотреть федеральные телевизионные каналы, то он всегда может найти альтернативу. Например, получать контент в газетах, журналах или в интернете. Иллюзия свободы дала потребителям мнимый выбор, а создателям контента — новые инструменты для скрытого манипулирования мнением аудитории. И эти скрытые инструменты с каждым годом становятся все более искусным и виртуозным способом влиять на предпочтение, поведение и мышление аудитории. Сама аудитория не только не замечает этого влияния, но и даже оплачивает контент, который это влияние включает.
Более того, с развитием СМИ возникли инструменты, позволяющие создать особую медиареальность, то есть такую реальность, в которой очень сложно проверить достоверность освещаемой информации. Для конструирования такой реальности применяются различные инструменты, в частности: фальсификация, неверная интерпретация, замалчивание или недостаточное освещение определенных фактов. Используются культурный код, приемы социального конструирования реальности, ложные связки факт-вывод и так далее. А с ростом количества информации становится практически невозможно охватить весь ее объем, а значит, зачастую невозможно найти альтернативную точку зрения. Поэтому многие пользователи прибегают к авторитетным СМИ, доверяя, в первую очередь, их имени, и надеясь, что эти источники не будут использовать приемы манипулирования мнением аудитории.

Центр Гуманитарных Технологий совместно с докторами социологических наук провели гуманитарно-технологическую экспертизу на выявление скрытых приемов манипулирования общественным мнением в российских СМИ и степень достоверности информации в них.

Для работы были выбраны статьи в изданиях трех категорий:

• пресса с высокой репутацией (Forbes, Ведомости, Коммерсантъ);
• обычные аккредитованные издания;
• «желтая пресса».

В нашу задачу входило:

• провести гуманитарно-технологический разбор выборки статей;
• определить наличие скрытых приемов манипулирования, а также степень их воздействия на аудиторию;
• определить тональность информационного контекста, заданного СМИ;
• проследить связи между одинаковой информацией, подаваемой в разных СМИ;
• определить приемы управлением вниманием аудитории и их эффективность.

Результатом работы стало независимое исследование, отражающее все результаты работы, а также описывающее приемы, которые СМИ используют для формирования определенной медиасреды и манипулирования мнением аудитории.