Кыргызстан планирует стать «домом» для многих иностранных IT-специалистов. Для этого в стране создан проект «Статус цифрового кочевника». Цифровые кочевники — это люди, которые предпочитают по 7–9 месяцев работать в различных странах мира, имея возможность дистанционно выполнять свои профессиональные обязанности. Этот статус позволяет иностранцам жить и работать в Кыргызстане без оформления визы, регистрации по месту пребывания и наличия разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Соискателями статуса «Цифровой кочевник» могут выступать граждане, осуществляющие деятельность в сферах:
• разработки программного обеспечения, анализа, проектирования и программирования информационных систем и программных продуктов, анализа информационных потребностей и проблем пользователей;
• проектирования и разработки, поставки и документирования программного обеспечения, внесения изменений в программное обеспечение по поставленной задаче со стороны пользователя;
• экспорта информационных технологий, информационных систем и программного обеспечения;
• медиа искусства, включая цифровое искусство, создание виртуальной и дополненной реальности, смешанной реальности, 3D-дизайна;
• анимации, графического дизайна, дизайна мультимедиа;
• программирования, разработки IT-продуктов, робототехники и искусственного интеллекта;
• создания компьютерных и мобильных игр, киберспорта.
«Цифровые кочевники» предпочитают регулярно перемещаться по всему миру, и, конечно, статус «цифрового кочевника» упрощает им пребывание в той или иной стране. Но ищут они не только законодательной простоты. Чтобы статус «цифрового кочевника» действительно привлекал множество талантливых молодых людей, необходимо выполнить еще как минимум три условия.
Первое — это хороший высококачественный интернет. К сожалению, в Кыргызстане сейчас с этим большие проблемы. Республика на 94% состоит из гор и горных массивов. Это затрудняет возможность функционирования интернета. Тем не менее, страна работает в этом направлении. Предполагается, что в будущем качество интернет-покрытия значительно возрастет.
Второе — это инфраструктурные решения. Статус «цифрового кочевника» — это международная практика, и использование ее Республикой Кыргызстан действительно может дать свои плоды. Однако на данный момент мировой опыт в этой сфере пошел еще дальше. Сегодня активно развивается международный тренд на создание IT-деревень. Это особые места, в которые приезжают люди со всего мира. Там они получают возможность жить, работать, устраивать своих детей в садики и школы, получать дополнительное образование, развиваться, заниматься самообразованием и так далее. Такие деревни построены на основании культурного кода программистов, их менталитета и особенностей. Они рассчитаны на определенное поколение и именно на эту специфику профессии. Примеры таких деревень: Bali Bustle (Бали, Индонезия), Outsite (существует в различных частях мира, включая Коста-Рику и Португалию), Coconat (Германия). Также подобные проекты есть в России, Испании, Тайланде, Сингапуре и других странах мира.
Кыргызстан также может пойти по этому пути. Тем более, что цифровые кочевники, проживающие в таких деревнях, выбирают не просто хороший интернет и инфраструктуру. Они выбирают природу. Им важна возможность совмещать работу и наслаждение ландшафтом, красивыми видами и оригинальной культурой. Если бы Кыргызстан решил построить такую IT-деревню с использованием не только инфраструктурных возможностей, но и подключив к данному проекту гуманитарные технологии (в частности, воздействие на рекреационный инстинкт), то такой проект точно стал бы востребованным и существенно продвинул бы страну в рейтинге
The Digital Nomad Index. А значит позволил бы привлечь цифровых кочевников и инвесторов в Республику.
И третий пункт — это бренд страны. Сегодня, когда люди стали «новой нефтью», когда правительства борются за умы и сердца людей, бренд страны становится настоящим активом, дающим значительное конкурентное преимущество. У Кыргыстана на данный момент крайне слабый бренд страны. В 2024 году страна впервые попала в международной рейтинг «мягкой силы» и брендов стран
Global Soft Power Index и заняла в нем 148-е место. Это самая низкая позиция среди стран СНГ. К сожалению, такая ситуация выглядит логичной, ведь страна практически не представлена в международном информационном поле.
Большинство опрошенных респондентов просто не имели совершенно никакой информации о Кыргызстане. Да, существуют различные проекты, направленные на то, чтобы переломить эту ситуацию. Например, презентация Кыргызстана на EXPO-2020 в Дубае, или «Всемирные игры кочевников», которые были инициированы Республикой Кыргызстан в 2016 года, а также ряд других проектов. Но этого недостаточно. Бренд Республики пока не сформирован, а сам Кыргызстан не рассматривает бренд ни как актив, ни как конкурентное преимущество, ни как полноценную технологию мягкого нативного влияния. Бренд страны не выстраивается с помощью гуманитарных технологий и пока не несет в себе никакого экзистенциала. Шаги, которые Кыргызстан делает в направлении строительства бренда, пока достаточно хаотичны. Хотя и нельзя сказать, что они отсутствуют полностью. Одним из таких шагов, активно усиливающих узнаваемость Республики Кыргызстан, является медиа-проект «D Billions». В конце 2023 года группа отправилась в международной турне и сыскала себе мировую славу.