YouTube | pdf


Центр Гуманитарных Технологий исследует мышление и поведение людей и меняет их в сторону развития общества. В 2023 году мы разработали «Индекс Развития Общества. Качество человеческого капитала». Его цель — определить, как республики постсоветского пространства развивают своих граждан. Проводя эту работу, мы увидели, что многие республики активно используют инструменты «мягкой силы» для того, чтобы усилить свою внешнюю политику, завоевать конкурентное преимущество и изменить (или создать заново) имидж своей страны. Однако данные инструменты можно использовать также и для того, чтобы развивать своих граждан и общество.

В контексте такого использования инструменты «мягкой силы» обычно называются «гуманитарными технологиями». Гуманитарные технологии (от слова human — человек) направлены именно на развитие общества. На то, чтобы люди могли раскрывать свой собственный потенциал, преодолевать стереотипы мышления, а страна — увеличивать качество своего человеческого капитала.

Индекс Развития Общества (среди стран СНГ): Кыргызстан
YouTube | pdf


Центр Гуманитарных Технологий исследует мышление и поведение людей и меняет их в сторону развития общества. В 2023 году мы разработали «Индекс Развития Общества. Качество человеческого капитала». Его цель — определить, как республики постсоветского пространства развивают своих граждан.

Проводя эту работу, мы увидели, что многие республики активно используют инструменты «мягкой силы» для того, чтобы усилить свою внешнюю политику, завоевать конкурентное преимущество и изменить (или создать заново) имидж своей страны. Однако данные инструменты можно использовать также и для того, чтобы развивать своих граждан и общество.

В контексте такого использования инструменты «мягкой силы» обычно называются «гуманитарными технологиями». Гуманитарные технологии (от слова human — человек) направлены именно на развитие общества. На то, чтобы люди могли раскрывать свой собственный потенциал, преодолевать стереотипы мышления, а страна — увеличивать качество своего человеческого капитала.
Индекс Развития Общества (среди стран СНГ): Кыргызстан
Кыргызстан — одна из немногих республик постсоветского пространства, которой удалось сохранить советское наследие, выстроить новую систему управления и выявить культурный код своего народа.

Республика Кыргызстан — это небольшая страна численностью населения не более 7 миллионов человек. Многие жители Республики выбирают жить и работать за ее пределами. Одну четвертую часть ВВП составляют переводы от трудовых мигрантов. Это неплохой показатель, характерный и для многих стран СНГ, и для многих развивающихся стран. Однако проблема возникает тогда, когда молодые люди, регулярно отправляя денежные переводы родственникам, как бы утверждаются в правоте своего решения покинуть Кыргызстан. С каждым годом связь между ними и самой страной, ее культурой, традициями и жизнью утрачивается. И несмотря на то, что такой рентный финансовый поток является существенным подспорьем экономики Кыргызстана, можно сказать, что он работает по принципу «берем в долг у будущего», так как многие, из покинувших страну, являются высококлассными специалистами.

Исследование «Индекс Развития Общества» выявило высокий потенциал мышления у жителей Республики Кыргызстан. Однако страна пока не смогла полноценно набрать силу, выстроить эффективный рынок труда и создать высококвалифицированные рабочие места. Именно поэтому многие жители предпочитают реализовывать свои способности зарубежом.

Краткая характеристика страны
Кыргызстан — одна из немногих республик постсоветского пространства, которой удалось сохранить советское наследие, выстроить новую систему управления и выявить культурный код своего народа.

Республика Кыргызстан — это небольшая страна численностью населения не более 7 миллионов человек. Многие жители Республики выбирают жить и работать за ее пределами. Одну четвертую часть ВВП составляют переводы от трудовых мигрантов.

Это неплохой показатель, характерный и для многих стран СНГ, и для многих развивающихся стран. Однако проблема возникает тогда, когда молодые люди, регулярно отправляя денежные переводы родственникам, как бы утверждаются в правоте своего решения покинуть Кыргызстан.

С каждым годом связь между ними и самой страной, ее культурой, традициями и жизнью утрачивается. И несмотря на то, что такой рентный финансовый поток является существенным подспорьем экономики Кыргызстана, можно сказать, что он работает по принципу «берем в долг у будущего», так как многие, из покинувших страну, являются высококлассными специалистами.

Исследование «Индекс Развития Общества» выявило высокий потенциал мышления у жителей Республики Кыргызстан. Однако страна пока не смогла полноценно набрать силу, выстроить эффективный рынок труда и создать высококвалифицированные рабочие места. Именно поэтому многие жители предпочитают реализовывать свои способности зарубежом.

Краткая характеристика страны
В стране существует особый культурный код кыргызского народа. Сами жители называют его культурным кодом кочевника. Это особый склад ума, особый образ жизни и особые отношения с собой и миром, которые когда-то породил кочевой образ жизни.

«Код кочевника» — это свободолюбие, созерцательность, умение подмечать тонкости, бесстрашие, умение стойко переносить лишения, изобретательность и многие другие качества. Сегодня они хранятся в культуре народа, его эпосе, легендах, сказаниях, архитектуре и природе самого Кыргызстана.

Код кочевника дает жителям возможность раскрывать свой потенциал мышления и переформатировать встроенные в менталитет народа качества под потребности и реалии современного мира, а также найти им достойную точку приложения. И несмотря на все сложности, Республика Кыргызстан сегодня работает над тем, чтобы потенциал граждан действительно был раскрыт.

Культурный код кочевника
В стране существует особый культурный код кыргызского народа. Сами жители называют его культурным кодом кочевника. Это особый склад ума, особый образ жизни и особые отношения с собой и миром, которые когда-то породил кочевой образ жизни.

«Код кочевника» — это свободолюбие, созерцательность, умение подмечать тонкости, бесстрашие, умение стойко переносить лишения, изобретательность и многие другие качества. Сегодня они хранятся в культуре народа, его эпосе, легендах, сказаниях, архитектуре и природе самого Кыргызстана.

Код кочевника дает жителям возможность раскрывать свой потенциал мышления и переформатировать встроенные в менталитет народа качества под потребности и реалии современного мира, а также найти им достойную точку приложения. И несмотря на все сложности, Республика Кыргызстан сегодня работает над тем, чтобы потенциал граждан действительно был раскрыт.

Культурный код кочевника
Республика ставит перед собой цель развиваться в IT направлении. Для этого 19 лет назад была создана Кыргызская Ассоциация разработчиков Программного Обеспечения. Ассоциация привлекает молодых людей со всего Кыргызстана, обучая их современным профессиям и давая возможность развиваться в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта.

Эта организация ставит перед собой очень амбициозную цель — не просто вырастить новое поколение кыргызских специалистов, а встать на один уровень с программистами из Индии, Пакистана и Украины. Самое главное, что эта цель небезосновательна. Жители Кыргызстана обладают высоким потенциалом мышления, который в совокупности с высоким уровнем образования и самым современным программным обеспечением может дать Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения Кыргызстана весомый толчок и действительно сделать эту Ассоциацию заметной и значимой не только на территории стран СНГ, но и по всему миру. На данный момент Ассоциацию уже поддерживают различные международные организации, объединения и фонды. В частности, посольство Соединенных Штатов Америки.

Также важно отметить проекты, которые инициирует эта организация. Например, проект «Чексиз Programming», который создан IT-Academy при поддержке Евросоюза. Проект представляет программу обучения IT-специальностям людям с ограниченными возможностями. Благодаря этой программе они могут освоить новую профессию и получить работу на международном IT-рынке.

Еще один важный проект — «Programmer Ayimdar». Эта инициатива предоставляет девушкам Кыргызстана грант на обучение в сфере IT. «Programmer Ayimdar» — это больше чем просто профессиональное обучение. В программу проекта входят встречи с разными выдающимися людьми, которые рассказывают девушкам об их возможностях. Например, о том, что женщины летают в космос, строят крупные корпорации, руководят международными проектами и так далее. Такие встречи полностью меняют мышление и поведение девушек, позволяя им заглянуть за границы привычного для них мира и стать частью международного сообщества.

Кыргызская Ассоциация разработчиков Программного Обеспечения

Республика ставит перед собой цель развиваться в IT направлении. Для этого 19 лет назад была создана Кыргызская Ассоциация разработчиков Программного Обеспечения. Ассоциация привлекает молодых людей со всего Кыргызстана, обучая их современным профессиям и давая возможность развиваться в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта.

Эта организация ставит перед собой очень амбициозную цель — не просто вырастить новое поколение кыргызских специалистов, а встать на один уровень с программистами из Индии, Пакистана и Украины.

Самое главное, что эта цель небезосновательна. Жители Кыргызстана обладают высоким потенциалом мышления, который в совокупности с высоким уровнем образования и самым современным программным обеспечением может дать Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения Кыргызстана весомый толчок и действительно сделать эту Ассоциацию заметной и значимой не только на территории стран СНГ, но и по всему миру.

На данный момент Ассоциацию уже поддерживают различные международные организации, объединения и фонды. В частности, посольство Соединенных Штатов Америки.

Также важно отметить проекты, которые инициирует эта организация. Например, проект «Чексиз Programming», который создан IT-Academy при поддержке Евросоюза. Проект представляет программу обучения IT-специальностям людям с ограниченными возможностями. Благодаря этой программе они могут освоить новую профессию и получить работу на международном IT-рынке.

Еще один важный проект — «Programmer Ayimdar». Эта инициатива предоставляет девушкам Кыргызстана грант на обучение в сфере IT. «Programmer Ayimdar» — это больше чем просто профессиональное обучение. В программу проекта входят встречи с разными выдающимися людьми, которые рассказывают девушкам об их возможностях.

Например, о том, что женщины летают в космос, строят крупные корпорации, руководят международными проектами и так далее. Такие встречи полностью меняют мышление и поведение девушек, позволяя им заглянуть за границы привычного для них мира и стать частью международного сообщества.

Кыргызская Ассоциация разработчиков Программного Обеспечения
Вся история и деятельность Кыргызской Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения показывает, что ее потенциал для развития Республики может быть значительно усилен. При условии, что работа Ассоциации будет связана не только с информационными, но и с гуманитарными технологиями. Например, гуманитарная технология «концентрация контекста», которая активно применяется в той же Кремниевой долине, позволила бы организации не только повысить качество обучения, но и могла бы стимулировать создание уникальных инновационных проектов. Ассоциация могла бы использовать для своего развития философию смартгуманизма — соединение информационных, интеллектуальных и гуманитарных технологий. Такая философия работы с новыми технологиями помогла бы обеспечить их этичное, безопасное и социально ответственное использование, учитывая разнообразные аспекты их воздействия на отдельного человека и общество в целом. Более того, люди объединенные общей философией показали бы еще более высокие результаты работы, а качество человеческого капитала повышалось бы эффективнее.
Смартгуманизм и бренд как гуманитарная технология
Вся история и деятельность Кыргызской Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения показывает, что ее потенциал для развития Республики может быть значительно усилен. При условии, что работа Ассоциации будет связана не только с информационными, но и с гуманитарными технологиями.

Например, гуманитарная технология «концентрация контекста», которая активно применяется в той же Кремниевой долине, позволила бы организации не только повысить качество обучения, но и могла бы стимулировать создание уникальных инновационных проектов.

Ассоциация могла бы использовать для своего развития философию смартгуманизма — соединение информационных, интеллектуальных и гуманитарных технологий. Такая философия работы с новыми технологиями помогла бы обеспечить их этичное, безопасное и социально ответственное использование, учитывая разнообразные аспекты их воздействия на отдельного человека и общество в целом.

Более того, люди объединенные общей философией показали бы еще более высокие результаты работы, а качество человеческого капитала повышалось бы эффективнее.
Смартгуманизм и бренд как гуманитарная технология
Также Кыргызской Ассоциации Разработчиков Программного Обеспечения не помешал бы собственный сильный бренд. Например, одно из крупнейших мероприятий, которое проводила Ассоциация — это Центральноазиатско-американский IT-форум. Этот форум был призван объединить региональных технологических лидеров с крупными мыслителями, государственными учреждениями и представителями бизнеса в Соединенных Штатах. Но проводя опрос среди населения Кыргызстана, а также среди жителей других стран СНГ, мы отметили очень низкий уровень осведомленности об этом мероприятии. И даже учитывая, что IT-форум проходил 2 года назад, о его целях, миссии и успехах (как и о целях, миссии и успехах самой Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения) рядовым гражданам известно крайне мало.

Кроме того, Кыргызская Ассоциация разработчиков Программного Обеспечения слабо развивает и другие направления сотрудничества. Например, у организации не налажены прочные связи с другими крупнейшими IT-хабами, построенными в странах СНГ. Такими как российский Иннополис или казахстанский Астана-хаб.
Также Кыргызской Ассоциации Разработчиков Программного Обеспечения не помешал бы собственный сильный бренд.

Например, одно из крупнейших мероприятий, которое проводила Ассоциация — это Центральноазиатско-американский IT-форум. Этот форум был призван объединить региональных технологических лидеров с крупными мыслителями, государственными учреждениями и представителями бизнеса в Соединенных Штатах.

Но проводя опрос среди населения Кыргызстана, а также среди жителей других стран СНГ, мы отметили очень низкий уровень осведомленности населения об этом мероприятии.

И даже учитывая, что IT-форум проходил 2 года назад, о его целях, миссии и успехах (как и о целях, миссии и успехах самой Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения) рядовым гражданам известно крайне мало.

Кроме того, на данный момент Кыргызская Ассоциация разработчиков Программного Обеспечения слабо развивает и другие направления сотрудничества.

Например, у организации не налажены прочные связи с другими крупнейшими IT-хабами, построенными в странах СНГ. Такими как российский Иннополис или казахстанский Астана-хаб.
Рассматривая любой бренд как гуманитарную технологию, состоящую из трех элементов (узнаваемость, влияние и репутация), мы можем сказать, что бренд Кыргызской Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения на данный момент достаточно слабый. Он пока не является весомым активом организации. Использование бренда для привлечения внимания к деятельности Ассоциации, а также для увеличения заинтересованности инвесторов, международных организаций и талантливых людей, позволило бы этой организации выйти на новый уровень развития и внесло бы существенный вклад в развитие бренда самой Республики Кыргызстан.
Рассматривая любой бренд как гуманитарную технологию, состоящую из трех элементов (узнаваемость, влияние и репутация), мы можем сказать, что бренд Кыргызской Ассоциации разработчиков Программного Обеспечения на данный момент достаточно слабый.

Он пока не является весомым активом организации. Использование бренда для привлечения внимания к деятельности Ассоциации, а также для увеличения заинтересованности инвесторов, международных организаций и талантливых людей, позволило бы этой организации выйти на новый уровень развития и внесло бы существенный вклад в развитие бренда самой Республики Кыргызстан.
Кыргызстан планирует стать «домом» для многих иностранных IT-специалистов. Для этого в стране создан проект «Статус цифрового кочевника». Цифровые кочевники — это люди, которые предпочитают по 7–9 месяцев работать в различных странах мира, имея возможность дистанционно выполнять свои профессиональные обязанности. Этот статус позволяет иностранцам жить и работать в Кыргызстане без оформления визы, регистрации по месту пребывания и наличия разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Соискателями статуса «Цифровой кочевник» могут выступать граждане, осуществляющие деятельность в сферах:

• разработки программного обеспечения, анализа, проектирования и программирования информационных систем и программных продуктов, анализа информационных потребностей и проблем пользователей;
• проектирования и разработки, поставки и документирования программного обеспечения, внесения изменений в программное обеспечение по поставленной задаче со стороны пользователя;
• экспорта информационных технологий, информационных систем и программного обеспечения;
• медиа искусства, включая цифровое искусство, создание виртуальной и дополненной реальности, смешанной реальности, 3D-дизайна;
• анимации, графического дизайна, дизайна мультимедиа;
• программирования, разработки IT-продуктов, робототехники и искусственного интеллекта;
• создания компьютерных и мобильных игр, киберспорта.

«Цифровые кочевники» предпочитают регулярно перемещаться по всему миру, и, конечно, статус «цифрового кочевника» упрощает им пребывание в той или иной стране. Но ищут они не только законодательной простоты. Чтобы статус «цифрового кочевника» действительно привлекал множество талантливых молодых людей, необходимо выполнить еще как минимум три условия.

Первое — это хороший высококачественный интернет. К сожалению, в Кыргызстане сейчас с этим большие проблемы. Республика на 94% состоит из гор и горных массивов. Это затрудняет возможность функционирования интернета. Тем не менее, страна работает в этом направлении. Предполагается, что в будущем качество интернет-покрытия значительно возрастет.

Второе — это инфраструктурные решения. Статус «цифрового кочевника» — это международная практика, и использование ее Республикой Кыргызстан действительно может дать свои плоды. Однако на данный момент мировой опыт в этой сфере пошел еще дальше. Сегодня активно развивается международный тренд на создание IT-деревень. Это особые места, в которые приезжают люди со всего мира. Там они получают возможность жить, работать, устраивать своих детей в садики и школы, получать дополнительное образование, развиваться, заниматься самообразованием и так далее. Такие деревни построены на основании культурного кода программистов, их менталитета и особенностей. Они рассчитаны на определенное поколение и именно на эту специфику профессии. Примеры таких деревень: Bali Bustle (Бали, Индонезия), Outsite (существует в различных частях мира, включая Коста-Рику и Португалию), Coconat (Германия). Также подобные проекты есть в России, Испании, Тайланде, Сингапуре и других странах мира.

Кыргызстан также может пойти по этому пути. Тем более, что цифровые кочевники, проживающие в таких деревнях, выбирают не просто хороший интернет и инфраструктуру. Они выбирают природу. Им важна возможность совмещать работу и наслаждение ландшафтом, красивыми видами и оригинальной культурой. Если бы Кыргызстан решил построить такую IT-деревню с использованием не только инфраструктурных возможностей, но и подключив к данному проекту гуманитарные технологии (в частности, воздействие на рекреационный инстинкт), то такой проект точно стал бы востребованным и существенно продвинул бы страну в рейтинге The Digital Nomad Index. А значит позволил бы привлечь цифровых кочевников и инвесторов в Республику.

И третий пункт — это бренд страны. Сегодня, когда люди стали «новой нефтью», когда правительства борются за умы и сердца людей, бренд страны становится настоящим активом, дающим значительное конкурентное преимущество. У Кыргыстана на данный момент крайне слабый бренд страны. В 2024 году страна впервые попала в международной рейтинг «мягкой силы» и брендов стран Global Soft Power Index и заняла в нем 148-е место. Это самая низкая позиция среди стран СНГ. К сожалению, такая ситуация выглядит логичной, ведь страна практически не представлена в международном информационном поле.

Большинство опрошенных респондентов просто не имели совершенно никакой информации о Кыргызстане. Да, существуют различные проекты, направленные на то, чтобы переломить эту ситуацию. Например, презентация Кыргызстана на EXPO-2020 в Дубае, или «Всемирные игры кочевников», которые были инициированы Республикой Кыргызстан в 2016 года, а также ряд других проектов. Но этого недостаточно. Бренд Республики пока не сформирован, а сам Кыргызстан не рассматривает бренд ни как актив, ни как конкурентное преимущество, ни как полноценную технологию мягкого нативного влияния. Бренд страны не выстраивается с помощью гуманитарных технологий и пока не несет в себе никакого экзистенциала. Шаги, которые Кыргызстан делает в направлении строительства бренда, пока достаточно хаотичны. Хотя и нельзя сказать, что они отсутствуют полностью. Одним из таких шагов, активно усиливающих узнаваемость Республики Кыргызстан, является медиа-проект «D Billions». В конце 2023 года группа отправилась в международной турне и сыскала себе мировую славу.

Статус «цифрового кочевника»
Кыргызстан планирует стать «домом» для многих иностранных IT-специалистов. Для этого в стране создан проект «Статус цифрового кочевника». Цифровые кочевники — это люди, которые предпочитают по 7–9 месяцев работать в различных странах мира, имея возможность дистанционно выполнять свои профессиональные обязанности.

Этот статус позволяет иностранцам жить и работать в Кыргызстане без оформления визы, регистрации по месту пребывания и наличия разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Соискателями статуса «Цифровой кочевник» могут выступать граждане, осуществляющие деятельность в сферах:

• разработки программного обеспечения, анализа, проектирования и программирования информационных систем и программных продуктов, анализа информационных потребностей и проблем пользователей;
• проектирования и разработки, поставки и документирования программного обеспечения, внесения изменений в программное обеспечение по поставленной задаче со стороны пользователя;
• экспорта информационных технологий, информационных систем и программного обеспечения;
• медиа искусства, включая цифровое искусство, создание виртуальной и дополненной реальности, смешанной реальности, 3D-дизайна;
• анимации, графического дизайна, дизайна мультимедиа;
• программирования, разработки IT-продуктов, робототехники и искусственного интеллекта;
• создания компьютерных и мобильных игр, киберспорта.

«Цифровые кочевники» предпочитают регулярно перемещаться по всему миру, и, конечно, статус «цифрового кочевника» упрощает им пребывание в той или иной стране. Но ищут они не только законодательной простоты. Чтобы статус «цифрового кочевника» действительно привлекал множество талантливых молодых людей, необходимо выполнить еще как минимум три условия.

Статус цифрового кочевника
Первое — это хороший высококачественный интернет. К сожалению, в Кыргызстане сейчас с этим большие проблемы. Республика на 94% состоит из гор и горных массивов. Это затрудняет возможность функционирования интернета. Тем не менее, страна работает в этом направлении. Предполагается, что в будущем качество интернет-покрытия значительно возрастет.

Второе — это инфраструктурные решения. Статус «цифрового кочевника» — это международная практика, и использование ее Республикой Кыргызстан действительно может дать свои плоды. Однако на данный момент мировой опыт в этой сфере пошел еще дальше.

Сегодня активно развивается международный тренд на создание IT-деревень. Это особые места, в которые приезжают люди со всего мира. Там они получают возможность жить, работать, устраивать своих детей в садики и школы, получать дополнительное образование, развиваться, заниматься самообразованием и так далее.

Такие деревни построены на основании культурного кода программистов, их менталитета и особенностей. Они рассчитаны на определенное поколение и именно на эту специфику профессии. Примеры таких деревень: Bali Bustle (Бали, Индонезия), Outsite (существует в различных частях мира, включая Коста-Рику и Португалию), Coconat (Германия). Также подобные проекты есть в России, Испании, Тайланде, Сингапуре и других странах мира.

Кыргызстан также может пойти по этому пути. Тем более, что цифровые кочевники, проживающие в таких деревнях, выбирают не просто хороший интернет и инфраструктуру. Они выбирают природу. Им важна возможность совмещать работу и наслаждение ландшафтом, красивыми видами и оригинальной культурой.

Если бы Кыргызстан решил построить такую IT-деревню с использованием не только инфраструктурных возможностей, но и подключив к данному проекту гуманитарные технологии (в частности, воздействие на рекреационный инстинкт), то такой проект точно стал бы востребованным и существенно продвинул бы страну в рейтинге The Digital Nomad Index. А значит позволил бы привлечь цифровых кочевников и инвесторов в Республику.

И третий пункт — это бренд страны. Сегодня, когда люди стали «новой нефтью», когда правительства борются за умы и сердца людей, бренд страны становится настоящим активом, дающим значительное конкурентное преимущество. У Кыргыстана на данный момент крайне слабый бренд страны.

В 2024 году страна впервые попала в международной рейтинг «мягкой силы» и брендов стран Global Soft Power Index и заняла в нем 148-е место. Это самая низкая позиция среди стран СНГ. К сожалению, такая ситуация выглядит логичной, ведь страна практически не представлена в международном информационном поле.

Большинство опрошенных респондентов просто не имели совершенно никакой информации о Кыргызстане. Да, существуют различные проекты, направленные на то, чтобы переломить эту ситуацию. Например, презентация Кыргызстана на EXPO-2020 в Дубае, или «Всемирные игры кочевников», которые были инициированы Республикой Кыргызстан в 2016 году, а также ряд других проектов. Но этого недостаточно.

Бренд Республики пока не сформирован, а сам Кыргызстан не рассматривает бренд ни как актив, ни как конкурентное преимущество, ни как полноценную технологию мягкого нативного влияния. Бренд страны не выстраивается с помощью гуманитарных технологий и пока не несет в себе никакого экзистенциала.

Шаги, которые Кыргызстан делает в направлении строительства бренда, пока достаточно хаотичны. Хотя и нельзя сказать, что они отсутствуют полностью. Одним из таких шагов, активно усиливающих узнаваемость Республики Кыргызстан, является медиа-проект «D Billions». В конце 2023 года группа отправилась в международной турне и сыскала себе мировую славу.

«D Billions» — это музыкальная группа, популярная среди детей во всем мире. Создатель и продюсер группы Эрнист Уметалиев говорит: «Все дети мира до пяти лет мыслят одинаково. Только после пяти лет в сознании детей начинают формироваться такие вещи, как культура, менталитет, идентичность, язык. Когда мы начинали, я обещал команде, что мы завоюем всех детей мира, а затем и их родителей. Так и вышло. Все, что любит ребенок, любят и его родители. Нам помогло то, что я вырос в детском коллективе, понимал детскую психологию. Перекинул свои знания на коммерческий проект. По общепринятым правилам у песни есть определенная структура. Но мы изменили этот подход: даем кульминацию в самом начале, с помощью пары слов создаем хитовую песню в легкой форме. Это не просто, но у нас получается».

Команда создала 13 YouTube каналов, выпускает контент на 40 языках мира и производит более 400 мультипликационных роликов в месяц. Общее количество просмотров видео группы превысило 40 млрд, а общее количество подписчиков на всех каналах — более 40 млн. Группу знают и любят во многих странах мира. При этом сама группа ставит перед собой цель не просто стать самой популярной детской группой в мире, но и нести киргизский язык, кыргызский менталитет и информацию о Кыргызстане в различные страны мира.

«D Billions» действительно работают на узнаваемость страны. Уезжая в мировое турне, встречаясь с поклонниками в разных странах и рассказывая всей планете, что они уроженцы Кыргызстана, команда проекта делает для узнаваемости Республики больше, чем любые другие существующие инструменты. Благодаря «D Billions» многие люди впервые слышат о Кыргызстане и проявляют заинтересованность в расширении своих знаний об этой стране. А дальше происходит следующее: люди вбивают в поисковых запросах «Кыргызстан» и… оказывается, что информации об этой стране крайне мало. Youtube, конечно, показывает определенный набор позитивного контента об истории, культуре и природе этой страны. Там даже есть влоги и рассказы о путешествиях. Но в современном мире этого недостаточно. В эпоху экономики внимания выигрывает тот, кто постоянно попадает в поле зрения людей и становится частью их информационного контекста. «D Billions» постоянно увеличивают количество касаний со своей аудиторией: ролики на разных каналах и в разных социальных сетях, концерты, мерч, игрушки и так далее.

Страна тоже может идти по такому пути, например, стимулируя блогеров приезжать на свою территорию и реализуя такие инициативы как «Show me Azerbaijan» (Азербайджан). Также можно разработать меры по привлечению продюсеров и съемочных команд для съемок фильмов на территории Кыргызстана, как, например, это делают Новая Зеландия или Узбекистан. Кроме того, страна может и сама снимать имиджевые ролики и создавать вирусный контент, позволяющий усилить желание познакомиться с Республикой поближе и посетить ее.

«D Billions» как «мягкая сила» страны
«D Billions» — это музыкальная группа, популярная среди детей во всем мире. Создатель и продюсер группы Эрнист Уметалиев говорит: «Все дети мира до пяти лет мыслят одинаково. Только после пяти лет в сознании детей начинают формироваться такие вещи, как культура, менталитет, идентичность, язык. Когда мы начинали, я обещал команде, что мы завоюем всех детей мира, а затем и их родителей. Так и вышло. Все, что любит ребенок, любят и его родители. Нам помогло то, что я вырос в детском коллективе, понимал детскую психологию. Перекинул свои знания на коммерческий проект. По общепринятым правилам у песни есть определенная структура. Но мы изменили этот подход: даем кульминацию в самом начале, с помощью пары слов создаем хитовую песню в легкой форме. Это не просто, но у нас получается».

Команда создала 13 YouTube каналов, выпускает контент на 40 языках мира и производит более 400 мультипликационных роликов в месяц. Общее количество просмотров видео группы превысило 40 млрд, а общее количество подписчиков на всех каналах — более 40 млн.

Группу знают и любят во многих странах мира. При этом сама группа ставит перед собой цель не просто стать самой популярной детской группой в мире, но и нести киргизский язык, кыргызский менталитет и информацию о Кыргызстане в различные страны мира.

«D Billions» действительно работают на узнаваемость страны. Уезжая в мировое турне, встречаясь с поклонниками в разных странах и рассказывая всей планете, что они уроженцы Кыргызстана, команда проекта делает для узнаваемости Республики больше, чем любые другие существующие инструменты.

Благодаря «D Billions» многие люди впервые слышат о Кыргызстане и проявляют заинтересованность в расширении своих знаний об этой стране. А дальше происходит следующее: люди вбивают в поисковых запросах «Кыргызстан» и… оказывается, что информации об этой стране крайне мало.

Youtube, конечно, показывает определенный набор позитивного контента об истории, культуре и природе этой страны. Там даже есть влоги и рассказы о путешествиях. Но в современном мире этого недостаточно.

В эпоху экономики внимания выигрывает тот, кто постоянно попадает в поле зрения людей и становится частью их информационного контекста.
«D Billions» постоянно увеличивают количество касаний со своей аудиторией: ролики на разных каналах и в разных социальных сетях, концерты, мерч, игрушки и так далее.

Страна тоже может идти по такому пути, например, стимулируя блогеров приезжать на свою территорию и реализуя такие инициативы как «Show me Azerbaijan» (Азербайджан). Также можно разработать меры по привлечению продюсеров и съемочных команд для съемок фильмов на территории Кыргызстана, как, например, это делают Новая Зеландия или Узбекистан.

Кроме того, страна может и сама снимать имиджевые ролики и создавать вирусный контент, позволяющий усилить желание познакомиться с Республикой поближе и посетить ее.

«D Billions» как «мягкая сила» страны
Туристический бренд тоже может стать весомой частью общего бренда страны. Сегодня во всем мире туризм развивается стремительно. Однако сами туристы проходят через кризис впечатлений. Стандартные туристические маршруты и популярные места уже не вызывают такую бурю эмоций как раньше. Люди ищут новые возможности, хотят испытать новые впечатления и получить новый опыт. И здесь Кыргызстан имеет все шансы занять свое законное место среди глобальных туристических маршрутов. Республика, работая над своим брендом, может раскрыться перед мировыми туристами с новой стороны и представить себя как жемчужину Центральной Азии, которая способна подарить незабываемые впечатления и самые яркие эмоции.
Туристический бренд страны
Туристический бренд тоже может стать весомой частью общего бренда страны. Сегодня во всем мире туризм развивается стремительно. Однако сами туристы проходят через кризис впечатлений. Стандартные туристические маршруты и популярные места уже не вызывают такую бурю эмоций как раньше. Люди ищут новые возможности, хотят испытать новые впечатления и получить новый опыт.

И здесь Кыргызстан имеет все шансы занять свое законное место среди глобальных туристических маршрутов. Республика, работая над своим брендом, может раскрыться перед мировыми туристами с новой стороны и представить себя как жемчужину Центральной Азии, которая способна подарить незабываемые впечатления и самые яркие эмоции.
Туристический бренд страны
Одна из достопримечательностей Кыргызстана — Таш-Рабат. Этот караван-сарай расположен на высоте 3500 метров над уровнем моря в отдаленной и живописной местности Республики. Бывают годы, когда дорога к нему завалена снегом около 8-ми месяцев. Тем не менее, Таш Рабат — это не просто памятник архитектуры, это ключ к миру загадочного и неизведанного. Это место, где история древнего караван-сарая переплетается с духом приключений и таинственности, привлекая путешественников со всех уголков мира.

Таш-Рабат стоит на Великом Шелковом пути. Его стены хранят память о караванах, которые останавливались здесь на отдых, перевозя свои богатства из далекого Китая в сердце Европы. Путешественники, добравшиеся до Таш-Рабата, уже пересекли опасный перевал Торугарт, что давало им возможность зарядиться энергией для следующего этапа путешествия по горам Тянь-Шаня, помолиться о безопасном переходе и пополнить запасы еды и воды. Здесь можно ощутить дух древности, касаясь холодных каменных стен, возвышающихся среди горного пейзажа. Каждый камень буквально пронизан историями о далеких странах и приключениях. Архитектура Таш-Рабата поражает своим величием и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Здание выполнено из грубо обработанного камня, его массивные стены и купола создают впечатление неприступной крепости, но, в то же время, оно удивительно уютно смотрится на фоне природы.

Таш-Рабат может рассказать, как шли караваны, что испытывали погонщики, как люди собирались на остановку, какую красивую природу они видели на протяжении всего своего пути. Этот караван-сарай при грамотной работе технологов и составителей маршрутов может рассказать с какими опасностями сталкивались погонщики и купцы. Он может поведать древние легенды и раскрыть историю самого Кыргызстана.

Для туристов посещение Таш-Рабата — это возможность отвлечься от суеты современного мира, насладиться тишиной и спокойствием высокогорья, почувствовать себя частью чего-то великого и вечного. Это место идеально подходит для любителей истории, природы и новых впечатлений. Попасть в Таш-Рабат без местного гида практически нереально, дрога очень сложная, часто бывают сели и обвалы. При этом встраивание этой достопримечательности в общую туристическую экосистему Кыргызстана, его легенд и истории, могло бы дать Республике все то, чего не хватает другим странам с уже развитым туристическим брендом. Мы говорим про уникальность, про другой взгляд на мир, про необычные впечатления и опыт. А развитие самого Таш-Рабата и ближайшего к нему населенного пункта Ат-Баши могло бы стать толчком к развитию всего этого региона, примерно так, как проект «Крылья Татаева» стал катализатором развития Сюникской области Армении.

Сегодня Таш-Рабат не встроен в общую экосистему. Он не является общепризнанной жемчужиной и пока еще не раскрывает истории и смыслы, которые мог бы. Пока эта достопримечательность находится в состоянии красивого потенциала. Таких потенциалов на территории Кыргызстана множество. Складывая их в единую систему, в единое ожерелье, и снабжая дополнительно гуманитарными технологиями, можно получить сильный как туристический, так и общий бренд Кыргызстана. Это позволило бы привлечь на территорию Республики огромное количество туристов, цифровых кочевников, инвесторов, предпринимателей и просто талантливых людей, которые захотели бы связать свою жизнь с Кыргызстаном.

Караван-сарай «Таш-Рабат»
Одна из достопримечательностей Кыргызстана — Таш-Рабат. Этот караван-сарай расположен на высоте 3500 метров над уровнем моря в отдаленной и живописной местности Республики. Бывают годы, когда дорога к нему завалена снегом около 8-ми месяцев. Тем не менее, Таш Рабат — это не просто памятник архитектуры, это ключ к миру загадочного и неизведанного. Это место, где история древнего караван-сарая переплетается с духом приключений и таинственности, привлекая путешественников со всех уголков мира.

Таш-Рабат стоит на Великом Шелковом пути. Его стены хранят память о караванах, которые останавливались здесь на отдых, перевозя свои богатства из далекого Китая в сердце Европы. Путешественники, добравшиеся до Таш-Рабата, уже пересекли опасный перевал Торугарт, что давало им возможность зарядиться энергией для следующего этапа путешествия по горам Тянь-Шаня, помолиться о безопасном переходе и пополнить запасы еды и воды.

Здесь можно ощутить дух древности, касаясь холодных каменных стен, возвышающихся среди горного пейзажа. Каждый камень буквально пронизан историями о далеких странах и приключениях. Архитектура Таш-Рабата поражает своим величием и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Здание выполнено из грубо обработанного камня, его массивные стены и купола создают впечатление неприступной крепости, но, в то же время, оно удивительно уютно смотрится на фоне природы.

Таш-Рабат может рассказать, как шли караваны, что испытывали погонщики, как люди собирались на остановку, какую красивую природу они видели на протяжении всего своего пути. Этот караван-сарай при грамотной работе технологов и составителей маршрутов может рассказать с какими опасностями сталкивались погонщики и купцы. Он может поведать древние легенды и раскрыть историю самого Кыргызстана.

Для туристов посещение Таш-Рабата — это возможность отвлечься от суеты современного мира, насладиться тишиной и спокойствием высокогорья, почувствовать себя частью чего-то великого и вечного. Это место идеально подходит для любителей истории, природы и новых впечатлений.

Попасть в Таш-Рабат без местного гида практически нереально, дрога очень сложная, часто бывают сели и обвалы. При этом встраивание этой достопримечательности в общую туристическую экосистему Кыргызстана, его легенд и истории, могло бы дать Республике все то, чего не хватает другим странам с уже развитым туристическим брендом. Мы говорим про уникальность, про другой взгляд на мир, про необычные впечатления и опыт.

А развитие самого Таш-Рабата и ближайшего к нему населенного пункта Ат-Баши могло бы стать толчком к развитию всего этого региона, примерно так, как проект «Крылья Татаева» стал катализатором развития Сюникской области Армении.

Сегодня Таш-Рабат не встроен в общую экосистему. Он не является общепризнанной жемчужиной и пока еще не раскрывает истории и смыслы, которые мог бы. Пока эта достопримечательность находится в состоянии красивого потенциала. Таких потенциалов на территории Кыргызстана множество. Складывая их в единую систему, в единое ожерелье, и снабжая дополнительно гуманитарными технологиями, можно получить сильный как туристический, так и общий бренд Кыргызстана.

Это позволило бы привлечь на территорию Республики огромное количество туристов, цифровых кочевников, инвесторов, предпринимателей и просто талантливых людей, которые захотели бы связать свою жизнь с Кыргызстаном.

Караван-сарай «Таш-Рабат»
Многие ошибочно считают, что Кыргызстан не сможет достичь высот из-за размеров и небольшого количества населения. Но есть пример Сингапура. Эта маленькая островная страна смогла использовать даже самые скудные свои потенциалы и гуманитарные технологии для ускоренного экономического и социального развития. У Кыргызстана в этом отношении куда больше потенциалов и возможностей. Сингапуру пришлось создавать свою национальную идентичность искусственно, опираясь всего на одну древнюю легенду. У Кыргызстана же есть огромное наследие — эпос «Манас», который уже является основой национальной идентичности страны. И именно этот эпос может стать одним из ключевых звеньев бренда всей Республики.

«Манас» воплощает ценности, идеалы и аспекты жизни кыргызского народа. Он является не только мощным символом культуры и истории страны, но и мировым культурным достоянием. К сожалению, сегодня потенциал этого наследия еще раскрыт не полностью. Большинством молодых жителей Кыргызстана «Манас» воспринимается как просто красивые истории и легенды. Их интересно слушать и можно даже гордиться тем, что они написаны о кыргызском народе, но культурный код эпоса не раскрывается достаточно глубоко. Да, конечно, «Манас» любят и помнят, в его часть названы различные государственные награды. На его основании создаются книги, спектакли, оперы, кино, мультфильмы. Он представлен одним из символов Всемирных игр кочевников, но его осмысление может быть еще глубже.

Например, в 2023 году USC Games приступила к разработке видео-игры на основе эпоса «Манас». USC Games — университетская программа по разработке компьютерных игр, созданная факультетом интерактивных медиа и игр при школе кино-, телеискусств (Interactive Media & Games Division of USC School of Cinematic Arts) и факультетом компьютерных наук при Инженерной школе Витерби (USC Viterbi School of Engineering Computer Science Department). И «Манас» стал одним из десяти лучших дипломных проектов Advanced Games Program (AGP) (передовые игровые проекты), отобранных по конкурсу и разрабатываемых в кампусе USC под кураторством профессионалов индустрии.

Игра представляет из себя приключенческий экшн, действие которого разворачивается в средневековой Центральной Азии. Игроки погрузятся в мир гор, долин и кочевой культуры легендарного героя. Отстаивая свой дом от жестоких захватчиков, игрокам предстоит сражаться на мечах, стрелять из лука, а также использовать своего верного коня Аккулу. Постепенно герой будет приобретать новые навыки и таланты для более эффективного сражения. Идейным вдохновителем и креативным директором данного дипломного проекта является Омар Ураимов. И мы уверены, что на своем уровне игра будет достойна принята публикой. Но только на своем, студенческом уровне. Без поддержки государства игра вряд ли выйдет на глобальный рынок.

При грамотном развитии эпос «Манас» мог бы получить мировую известность. И стать целой вселенной, ни чуть не уступающей по силе вселенным «Властелина колец», «Ведьмака», «Гарри Поттера» или «Игры престолов». Каждая из этих вселенных сама по себе является гуманитарной технологией и кардинально меняет мышление и поведение людей. Например, вселенные «Гарри Поттера» и «Властелина колец» стали основой современной интерпретацией идеи предназначения, поиск которого сегодня так заботит всех миллениалов и зумеров. «Ведьмак» транслирует славянское мировоззрение, в том числе, в отношении к жизни, работе, добру и злу, государству и многим другим важным социальным аспектам. И это мы еще не говорим про прибыль, которую каждая из этих вселенных приносит своим создателям и «материнским странам». В Англии, например, только Лондон получает ежегодно более 4-х млрд фунтов стерлингов благодаря вселенной Гарри Поттера.

И важно отметить, что это действительно вселенная: компьютерные игры, книги, фильмы, спектакли, мерч, игрушки, тематические парки, туристические маршруты. Все это работает на трансляцию определенных идей, всемирную популярность, усиление бренда страны, привлечение новых туристов и инвесторов, гордость нации, дополнительные доходы и даже мировое влияние.

Да, в случае с «Манасом», это потребует переосмысление инструментов подачи ключевых идей и ценностей и использования гуманитарных технологий при разработке вселенной. Но это будет иметь колоссальные стратегические выгоды для Кыргызстана. В том числе стать мощнейшим инструментом «мягкой силы» Республики.

Если рассматривать такую инициативу в менее долгосрочной перспективе и акцентировать внимание только на одном аспекте — формировании национальной идентичности, то и здесь «Манасу» было бы важно пройти актуализацию в средствах трансляции, а также произвести обновление «тройственной системы влияния». Частично работа в этом направлении уже ведется. В Кыргызстане давно говорят про культурный код кыргызского народа, раскрывая его через особые качества и менталитет кочевников, который как раз полноценно описан в эпосе «Манас».

Эпос «Манас» и потенциал его использования
Многие ошибочно считают, что Кыргызстан не сможет достичь высот из-за размеров и небольшого количества населения. Но есть пример Сингапура. Эта маленькая островная страна смогла использовать даже самые скудные свои потенциалы и гуманитарные технологии для ускоренного экономического и социального развития.

У Кыргызстана в этом отношении куда больше потенциалов и возможностей. Сингапуру пришлось создавать свою национальную идентичность искусственно, опираясь всего на одну древнюю легенду. У Кыргызстана же есть огромное наследие — эпос «Манас», который уже является основой национальной идентичности страны. И именно этот эпос может стать одним из ключевых звеньев бренда всей Республики.

«Манас» воплощает ценности, идеалы и аспекты жизни кыргызского народа. Он является не только мощным символом культуры и истории страны, но и мировым культурным достоянием. К сожалению, сегодня потенциал этого наследия еще раскрыт не полностью.

Большинством молодых жителей Кыргызстана «Манас» воспринимается как просто красивые истории и легенды. Их интересно слушать и можно даже гордиться тем, что они написаны о кыргызском народе, но культурный код эпоса не раскрывается достаточно глубоко. Да, конечно, «Манас» любят и помнят, в его часть названы различные государственные награды. На его основании создаются книги, спектакли, оперы, кино, мультфильмы. Он представлен одним из символов Всемирных игр кочевников, но его осмысление может быть еще глубже.

Например, в 2023 году USC Games приступила к разработке видео-игры на основе эпоса «Манас». USC Games — университетская программа по разработке компьютерных игр, созданная факультетом интерактивных медиа и игр при школе кино-, телеискусств (Interactive Media & Games Division of USC School of Cinematic Arts) и факультетом компьютерных наук при Инженерной школе Витерби (USC Viterbi School of Engineering Computer Science Department). И «Манас» стал одним из десяти лучших дипломных проектов Advanced Games Program (AGP) (передовые игровые проекты), отобранных по конкурсу и разрабатываемых в кампусе USC под кураторством профессионалов индустрии.

Игра представляет из себя приключенческий экшн, действие которого разворачивается в средневековой Центральной Азии. Игроки погрузятся в мир гор, долин и кочевой культуры легендарного героя. Отстаивая свой дом от жестоких захватчиков, игрокам предстоит сражаться на мечах, стрелять из лука, а также использовать своего верного коня Аккулу.

Постепенно герой будет приобретать новые навыки и таланты для более эффективного сражения. Идейным вдохновителем и креативным директором данного дипломного проекта является Омар Ураимов. И мы уверены, что на своем уровне игра будет достойна принята публикой. Но только на своем, студенческом уровне. Без поддержки государства игра вряд ли выйдет на глобальный рынок.

При грамотном развитии эпос «Манас» мог бы получить мировую известность. И стать целой вселенной, ни чуть не уступающей по силе вселенным «Властелина колец», «Ведьмака», «Гарри Поттера» или «Игры престолов».

Каждая из этих вселенных сама по себе является гуманитарной технологией и кардинально меняет мышление и поведение людей. Например, вселенные «Гарри Поттера» и «Властелина колец» стали основой современной интерпретацией идеи предназначения, поиск которого сегодня так заботит всех миллениалов и зумеров. «Ведьмак» транслирует славянское мировоззрение, в том числе, в отношении к жизни, работе, добру и злу, государству и многим другим важным социальным аспектам.

И это мы еще не говорим про прибыль, которую каждая из этих вселенных приносит своим создателям и «материнским странам». В Англии, например, только Лондон получает ежегодно более 4-х млрд фунтов стерлингов благодаря вселенной Гарри Поттера.

И важно отметить, что это действительно вселенная: компьютерные игры, книги, фильмы, спектакли, мерч, игрушки, тематические парки, туристические маршруты. Все это работает на трансляцию определенных идей, всемирную популярность, усиление бренда страны, привлечение новых туристов и инвесторов, гордость нации, дополнительные доходы и даже мировое влияние.

Да, в случае с «Манасом», это потребует переосмысление инструментов подачи ключевых идей и ценностей и использования гуманитарных технологий при разработке вселенной. Но это будет иметь колоссальные стратегические выгоды для Кыргызстана. В том числе стать мощнейшим инструментом «мягкой силы» Республики.

Если рассматривать такую инициативу в менее долгосрочной перспективе и акцентировать внимание только на одном аспекте — формировании национальной идентичности, то и здесь «Манасу» было бы важно пройти актуализацию в средствах трансляции, а также произвести обновление «тройственной системы влияния».

Частично работа в этом направлении уже ведется. В Кыргызстане давно говорят про культурный код кыргызского народа, раскрывая его через особые качества и менталитет кочевников, который как раз полноценно описан в эпосе «Манас».

Эпос «Манас» и потенциал его использования
Переосмыслению эпоса «Манас», развитию кода кыргызского народа и полному раскрытию высокого потенциала мышления жителей страны мог бы значительно поспособствовать проект, который, к сожалению, так и не был осуществлен — Аалам Ордо. Наша команда технологов считает его одним из самых выдающихся проектов Республики. Это амбициозный культурный и научно-образовательный проект. Он задумывался как центр сбора, сохранения и изучения духовного и культурного наследия народов мира. Основная цель проекта — создание уникального комплекса, который бы стал местом встречи культур и цивилизаций, а также площадкой для диалога и взаимопонимания между различными народами и религиями, между наукой и духовностью, между прошлым и будущим.

Само название «Аалам Ордо» переводится как «Центр Вселенной». Предполагалось, что в этом проекте в 365 юртах будут жить 365 юношей в окружении предметов национального кыргызского культурного кода. Также на этой территории будут жить 36 мудрецов, которые будут делиться с молодыми людьми своими знаниями. При этом обмен будет настроен определенным образом. Не будет стандартных лекций, практических и семинарских занятий. Общение с мудрецами будет проходить в свободном режиме, похожим на работу индийского ашрама или греческой Агоры. Юноши сами будут задавать вопросы и получать комплексные системные знания, которые позволят раскрыть их потенциал и увидеть новые идеи и смыслы. Создатели проекта рассчитывали, что такой тип обучения позволит вырастить в Кыргызстане будущих обладателей Нобелевской премии, а самой стране дать множество новых научных открытий и инновационных проектов.

С точки зрения наших технологов, у проекта действительно могла быть очень высокая эффективность, особенно если в его создании использовалась бы гуманитарная технология «концентрация контекста», а общение юношей с наставниками конструировалось технологами. Сформированная внутри Аалам Ордо система здоровой конкуренции явилась бы стимулом к созданию действительно новых и важных проектов, а фильтр отбора участников и определенная концентрация информационного контекста позволили бы всем членам Аалам Ордо развивать свой интеллект и раскрывать свои потенциалы быстрее, чем это бы происходило в обычных условиях.

Аалам Ордо
Переосмыслению эпоса «Манас», развитию кода кыргызского народа и полному раскрытию высокого потенциала мышления жителей страны мог бы значительно поспособствовать проект, который, к сожалению, так и не был осуществлен — Аалам Ордо. Наша команда технологов считает его одним из самых выдающихся проектов Республики.

Это амбициозный культурный и научно-образовательный проект. Он задумывался как центр сбора, сохранения и изучения духовного и культурного наследия народов мира. Основная цель проекта — создание уникального комплекса, который бы стал местом встречи культур и цивилизаций, а также площадкой для диалога и взаимопонимания между различными народами и религиями, между наукой и духовностью, между прошлым и будущим.

Само название «Аалам Ордо» переводится как «Центр Вселенной». Предполагалось, что в этом проекте в 365 юртах будут жить 365 юношей в окружении предметов национального кыргызского культурного кода. Также на этой территории будут жить 36 мудрецов, которые будут делиться с молодыми людьми своими знаниями.

При этом обмен будет настроен определенным образом. Не будет стандартных лекций, практических и семинарских занятий. Общение с мудрецами будет проходить в свободном режиме, похожим на работу индийского ашрама или греческой Агоры. Юноши сами будут задавать вопросы и получать комплексные системные знания, которые позволят раскрыть их потенциал и увидеть новые идеи и смыслы.

Создатели проекта рассчитывали, что такой тип обучения позволит вырастить в Кыргызстане будущих обладателей Нобелевской премии, а самой стране дать множество новых научных открытий и инновационных проектов.

С точки зрения наших технологов, у проекта действительно могла быть очень высокая эффективность, особенно если в его создании использовалась бы гуманитарная технология «концентрация контекста», а общение юношей с наставниками конструировалось технологами.

Сформированная внутри Аалам Ордо система здоровой конкуренции явилась бы стимулом к созданию действительно новых и важных проектов, а фильтр отбора участников и определенная концентрация информационного контекста позволили бы всем членам Аалам Ордо развивать свой интеллект и раскрывать свои потенциалы быстрее, чем это бы происходило в обычных условиях.

Аалам Ордо
Кроме того, мыслительную деятельность стимулировала бы сама природа. Аалам Ордо должен был быть построен на берегу озера Иссык-Куль, что воздействовало бы на рекреационный инстинкт и дополнительно стимулировало бы работу мозга. В проекте могли бы быть использованы и другие гуманитарные технологии. Например, технология «человек как сумма влияний», которая помогла бы участникам не отвлекаться на то, что могло бы помешать их работе. А технология «образ будущего» позволила бы увеличивать масштаб мышления.

Но, к сожалению, на данный момент проект не функционирует. Однако идея его строительства до сих пор сохраняется в обществе. Мы же как технологи видим в этом проекте огромный потенциал и предполагаем, что при успешной реализации Аалам Ордо мог бы стать настоящей экспортной технологией и позволил бы не только пересмотреть отношение других стран к Кыргызстану, но и трансформировал бы современный подход к образованию.

Кроме того, мыслительную деятельность стимулировала бы сама природа. Аалам Ордо должен был быть построен на берегу озера Иссык-Куль, что воздействовало бы на рекреационный инстинкт и дополнительно стимулировало бы работу мозга.

В проекте могли бы быть использованы и другие гуманитарные технологии. Например, технология «человек как сумма влияний», которая помогла бы участникам не отвлекаться на то, что могло бы помешать их работе. А технология «образ будущего» позволила бы увеличивать масштаб мышления. Но, к сожалению, на данный момент проект не функционирует. Однако идея его строительства до сих пор сохраняется в обществе.

Мы же как технологи видим в этом проекте огромный потенциал и предполагаем, что при успешной реализации Аалам Ордо мог бы стать настоящей экспортной технологией и позволил бы не только пересмотреть отношение других стран к Кыргызстану, но и трансформировал бы современный подход к образованию.

Пока реализация проекта Аалам Ордо находится под вопросом, Кыргызстан продолжает заниматься задачей по усилению своей системы образования другими методами. И здесь ему вполне могут помочь экспортные технологии других стран. Например, одним из таких проектов может стать проект «Футурика» из России. Использование этого проекта на государственном уровне способно решить сразу несколько ключевых проблем:

• повысить уровень образования;
• улучшить качество человеческого капитала;
• увеличить эффективность рынка труда;
• и решить экзистенциальный кризис молодежи.

На данный момент рынок труда Кыргызстана является недостаточно развитым. Он слабо обеспечивает молодежь рабочими местами, не успевает за актуализацией профессий, не сотрудничает со многими компаниями и провоцирует неформальную занятость. Однако, если использовать современные технологии, то рынок труда можно существенно обновить и переформатировать, причем сделать это нативно за счет бизнес-проектов. «Футурика» как раз и является проектом, который может помочь это сделать.

На данный момент «Футурика» — это четырехлетний стартап, который высоко зарекомендовал себя в России. Фактически это платформа, в которую встроены игровые механики, искусственный интеллект и современные технологии, позволяющие выявить профессиональный потенциал ребенка. Другими словами, ребенок, заходя на этот сайт, получает разные простые и забавные тесты и задания. Он играет в игры, а современные информационные технологии автоматические выявляют профессиональные склонности ребенка и даже подбирают ему возможные ВУЗы и компании для будущей работы.

«Футурика» предоставляет два личных кабинета. Один для ребенка. В нем он видит свои достижения в играх, может ознакомиться с интересующими его профессиями, которые описаны легко, понятно и в виде комиксов. Некоторые профессии ребенок даже может попробовать практически физически. На сайте есть маленькая лаборатория профессий, своего рода метавселенная, в которой он может почувствовать себя биоинженером или архитектором умных городов. Второй личный кабинет — кабинет для родителей. В нем отражается профессиональный профиль ребенка, видны его сильные и слабые стороны, склад ума, а также формируется список профессий, которые больше всего ему подходят. Там же собраны ВУЗы, которые обучают этим профессиям и компании, которые нуждаются в таких специалистах.

Этот проект можно модерировать. То есть настраивать непосредственно на конкретную страну или регион. Если говорить о Кыргызстане, то этот проект мог бы действительно трансформировать весь рынок труда страны, соединив молодых талантливых школьников, ведущие ВУЗы страны и лучших работодателей. Другими словами, «Футурика» может выступить для Кыргызстана площадкой, на которой работодатели получат возможность найти качественных специалистов еще до того, как они окончат ВУЗ. Они смогут стимулировать их образование и профессиональное развитие. Сами же дети благодаря «Футурике» смогут легко выбрать себе профессию, которая им действительно подходит, и определиться со своим будущим. ВУЗы же получат студентов, которые будут по-настоящему заинтересованы в образовании.

Использование Кыргызстаном таких проектов как «Футурика» может значительно упростить решение ключевых государственных задач, существенно повысить качество человеческого капитала и вывести страну на новый экономический уровень.




Проект «Футурика»
Пока реализация проекта Аалам Ордо находится под вопросом, Кыргызстан продолжает заниматься задачей по усилению своей системы образования другими методами. И здесь ему вполне могут помочь экспортные технологии других стран. Например, одним из таких проектов может стать проект «Футурика» из России. Использование этого проекта на государственном уровне способно решить сразу несколько ключевых проблем:

• повысить уровень образования;
• улучшить качество человеческого капитала;
• увеличить эффективность рынка труда;
• и решить экзистенциальный кризис молодежи.

На данный момент рынок труда Кыргызстана является недостаточно развитым. Он слабо обеспечивает молодежь рабочими местами, не успевает за актуализацией профессий, не сотрудничает со многими компаниями и провоцирует неформальную занятость.

Однако, если использовать современные технологии, то рынок труда можно существенно обновить и переформатировать, причем сделать это нативно за счет бизнес-проектов. «Футурика» как раз и является проектом, который может помочь это сделать.

На данный момент «Футурика» — это четырехлетний стартап, который высоко зарекомендовал себя в России. Фактически это платформа, в которую встроены игровые механики, искусственный интеллект и современные технологии, позволяющие выявить профессиональный потенциал ребенка.

Другими словами, ребенок, заходя на этот сайт, получает разные простые и забавные тесты и задания. Он играет в игры, а современные информационные технологии автоматические выявляют профессиональные склонности ребенка и даже подбирают ему возможные ВУЗы и компании для будущей работы.

«Футурика» предоставляет два личных кабинета. Один для ребенка. В нем он видит свои достижения в играх, может ознакомиться с интересующими его профессиями, которые описаны легко, понятно и в виде комиксов. Некоторые профессии ребенок даже может попробовать практически физически. На сайте есть маленькая лаборатория профессий, своего рода метавселенная, в которой он может почувствовать себя биоинженером или архитектором умных городов.

Второй личный кабинет — кабинет для родителей. В нем отражается профессиональный профиль ребенка, видны его сильные и слабые стороны, склад ума, а также формируется список профессий, которые больше всего ему подходят. Там же собраны ВУЗы, которые обучают этим профессиям и компании, которые нуждаются в таких специалистах.

Этот проект можно модерировать. То есть настраивать непосредственно на конкретную страну или регион. Если говорить о Кыргызстане, то этот проект мог бы действительно трансформировать весь рынок труда страны, соединив молодых талантливых школьников, ведущие ВУЗы страны и лучших работодателей.

Другими словами, «Футурика» может выступить для Кыргызстана площадкой, на которой работодатели получат возможность найти качественных специалистов еще до того, как они окончат ВУЗ. Они смогут стимулировать их образование и профессиональное развитие.

Сами же дети благодаря «Футурике» смогут легко выбрать себе профессию, которая им действительно подходит, и определиться со своим будущим. ВУЗы же получат студентов, которые будут по-настоящему заинтересованы в образовании.

Использование Кыргызстаном таких проектов как «Футурика» может значительно упростить решение ключевых государственных задач, существенно повысить качество человеческого капитала и вывести страну на новый экономический уровень.

Проект «Футурика»
Подводя итог, хотим отметить, что у Кыргызстана один из самых высоких потенциалов развития среди стран СНГ. У Республики действительно есть огромное количество возможностей: люди, природа, туризм, политическая система, высокий потенциал мышления граждан, возможность использования различных инструментов в качестве гуманитарных технологий и технологий «мягкой силы», огромные возможности, связанные с национальной идентичностью и культурным кодом. Но для того, чтобы это все функционировало действительно эффективно одних только инфраструктурных или государственных решений недостаточно. Имеет смысл активно использовать технологии мягкого нативного влияния для развития своих граждан и раскрытия потенциала страны. В 2023 году Кыргызстан занял 9 место в «Индексе Развития Общества. Качество человеческого капитала» среди стран СНГ. В этом году Республика показала значительный рост и поднялась на 8 место рейтинга.
Итоги
Подводя итог, хотим отметить, что у Кыргызстана один из самых высоких потенциалов развития среди стран СНГ. У Республики действительно есть огромное количество возможностей: люди, природа, туризм, политическая система, высокий потенциал мышления граждан, возможность использования различных инструментов в качестве гуманитарных технологий и технологий «мягкой силы», огромные возможности, связанные с национальной идентичностью и культурным кодом. Но для того, чтобы это все функционировало действительно эффективно одних только инфраструктурных или государственных решений недостаточно. Имеет смысл активно использовать технологии мягкого нативного влияния для развития своих граждан и раскрытия потенциала страны. В 2023 году Кыргызстан занял 9 место в «Индексе Развития Общества. Качество человеческого капитала» среди стран СНГ. В этом году Республика показала значительный рост и поднялась на 8 место рейтинга.
Итоги
1. Уделить внимание созданию бренда страны

Именно бренда как гуманитарной технологии. Это позволит усилить программу «цифровой кочевник», привлечь на территорию страны дополнительные инвестиции, дополнительные туристические потоки и создать основу формирования национальной идентичности. Также создание бренда даст стране конкурентное преимущество как внутри СНГ, так и на всей международной арене. В современном мире бренд страны является сильнейшим экономическим и социальным активом.

2. Переосмыслить эпос «Манас»

Эпос «Манас» может стать полноценной технологией мягкого нативного влияния. Особенно, если его актуализировать и модернизировать способы его трансляции. Например, создать на основе этого эпоса целую вселенную, наподобие «Гарри Поттера», «Властелина колец» и тому подобное. Это позволит использовать «Манас» значительно более эффективно, чем это происходит сейчас.

3. Использовать гуманитарные технологии (технологии мягкого нативного влияния на мышление и поведение людей с целью развития общества) в создании внутренних проектов

А именно:
• усилить за счет них проект Ассоциацию разработчиков Программного Обеспечения Кыргызстана;
• создать туристическую экосистему страны;
• запустить проекты, способные раскрывать высокий потенциал мышления граждан страны;
• и усилить внешнюю информационную кампанию Республики.

Рекомендации Центра Гуманитарных Технологий
1. Уделить внимание созданию бренда страны

Именно бренда как гуманитарной технологии. Это позволит усилить программу «цифровой кочевник», привлечь на территорию страны дополнительные инвестиции, дополнительные туристические потоки и создать основу формирования национальной идентичности. Также создание бренда даст стране конкурентное преимущество как внутри СНГ, так и на международной арене. В современном мире бренд страны является сильнейшим экономическим и социальным активом.

2. Переосмыслить эпос «Манас»

Эпос «Манас» может стать полноценной технологией мягкого нативного влияния. Особенно, если его актуализировать и модернизировать способы его трансляции. Например, создать на основе этого эпоса целую вселенную, наподобие «Гарри Поттера», «Властелина колец» и тому подобное. Это позволит использовать «Манас» значительно более эффективно, чем это происходит сейчас.

3. Использовать гуманитарные технологии (технологии мягкого нативного влияния на мышление и поведение людей с целью развития общества) в создании внутренних проектов

А именно:

• усилить за счет них проект Ассоциацию разработчиков Программного Обеспечения Кыргызстана;
• создать туристическую экосистему страны;
• запустить проекты, способные раскрывать высокий потенциал мышления граждан страны;
• и усилить внешнюю информационную кампанию Республики.
Рекомендации
Центра Гуманитарных Технологий